canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Семейные коммуникации могут быть изучены при помощи проективных методов. С помощью пятен Роршаха могут быть изучены также и семейные коммуникации.

Глава 12. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений (продолжение)

В нестабильных семьях всегда есть скрытый вопрос о том, какими правами наделены разные члены семьи, кто в семье обычно провоцирует противоречие без возможности его разре­шения. Любые темы: воспитание детей, сексуальные отношения, отношения с родственниками, требующие непосредственного сотрудничества, вызывают вопрос: кто должен это решать? В нестабильных семьях это почти всегда ведет к конфликтам. В стабильно неудовлетворенных семьях вопрос фактически ни­когда не разрешается, он маскируется поверхностным согла­сием.

Кроме качественного анализа, при изучении взаимодействия в семье используются количественные системы оценок, такие, как шкала В. F. Bales или J. Riskin, родовые списки Wynk и J. L. Singer или критерии J. Willy. Одними из наиболее распро­страненных являются «шкалы семейного взаимодействия» (J. Riskin и Е. Faunce). Исследователями выделены 8 шкал для описания семейного взаимодействия. Эти шкалы достаточно полно описывают характер семейных коммуникаций. Они вклю­чают: 1) категории ясности (обращения — ясные, точные или включают двусмысленности, смех и т. д.); 2) категории темы (продолжение темы или ее смена, шутки); 3) категории обра­щения (всякое высказывание, касающееся желаний, мечтаний, чувств, мнений, на которых говорящий ясно останавливается); 4) категории согласия — несогласия; 5) категории напряжен­ности (ее увеличение, падение, нормальное напряжение); 6) ка­тегории взаимоотношений (позитивное, негативное, нейтральная речь); 7) категории: «Кто, к кому обращается?»; 8). категории прерывания речи.

Семейные коммуникации изучаются и с применением про­ективных методов. Проективный тест в этом случае использу­ется по-иному и для другой цели, чем при индивидуальном ис­следовании. Центром исследования становятся изучение отно­шений между членами семьи и сам процесс решения проблемы, а не реакции отдельных личностей. В экспериментальной ситуа­ции семья должна договориться о том, что она видит в пятне, объективно ничего не изображающем. Требование достигнуть соглашения приводит к тому, что каждый член семьи вынужден принимать во внимание не только стимул, но и реакцию всех остальных родственников на этот стимул, а также на его соб­ственную проекцию. Активность испытуемых направлена обычно на получение требуемого результата, в то время как действи­тельная цель эксперимента остается от них скрытой. Это ак­тивизирует репертуар поведения семьи в новой ситуации или, поскольку она воспринимается в качестве стресса,—-репертуар поведения в стресс-ситуации. В ходе эксперимента семья дол­жна определить: а) свое отношение к новой стрессовой ситуа­ции; б) отношение к предлагаемой задаче; в) отношение к тому факту, что исследуется вся семья, а не только «пациент», что скорее соответствовало бы традиционному способу исследова­ния. Оценка результатов часто производится качественно с ис­пользованием коммуникативного анализа, основное внимание при этом уделяется процессу принятия решения, устанавлива­ются роль каждого участника в общем решении и способ, ко­торым удалось прийти к общему решению, т. е. ход конфликта с маневрами и дисквалификациями. Другой способ оценки предполагает использование шкал: описанной выше шкалы J. Riskin и Е. Faunce, а также критериев J. Willy. Последний вариант в несколько модифицированном виде был использован

В. М. Воловиком, Т. В. Гончарской (1981) в исследовании се­мей больных малопрогредиентной шизофренией. По методике Willy (1969) членам семьи предлагается достичь соглашения относительно того, что изображено на 10 картах Роршаха (если по какой-либо из карт соглашение не достигается, карта откла­дывается и это рассматривается как неудача). Процесс приня­тия решения оценивается с помощью следующих категорий: 1) практическая инициатива; 2) теоретическая инициатива (она принадлежит тому, кто берет в руки карту, предлагает начать обсуждение); 3) внутреннее доминирование; 4) внешнее доми­нирование; 5) поддержка — отклонение; 6) псевдорешеиие. Доминирование как важнейшая характеристика в процессе при­нятия решения определяется в зависимости от следующих при­знаков: вербальной продуктивности; настойчивости и способно­сти провести свое решение как общее; формального следования (способность участвовать в дискуссии).

В исследовании В. М. Воловика, Т. В. Гончарской анализи­руется дискуссия семьи не только по поводу «индифферентного» материала (такого, как пятна Роршаха), но и по поводу акту­альных семейных проблем. Авторы выделяют такие типы отно­шений к предложениям в процессе дискуссии, как поддержка, отклонение, изоляция, и способы принятия решений: соглаше­ние, формальная уступка, навязывание. Принятие решений в семье, и в частности в супружеской паре, исследовалось также с помощью другой модели, предложенной J. Collins (1971). Автор выделяет уровень исполнительного решения, в ре­зультате которого происходит непосредственная организация деятельности, и три его типа: доминирование, кооперативное ре­шение и изоляцию. Рассматривается принятие решений в различ­ных сферах семейной жизни (воспитание детей, распределение дохода, организация быта, организация досуга). В частности, с помощью этой методики было обнаружено, что супру­жеские «невротические» пары отличаются большей распростра­ненностью раздельных решений и меньшей — совместных. Раз­личия оказались более выраженными в сферах воспитания де­тей и организации досуга [Мишина Т. М., 1978].

Психологическое исследование семьи в клинике служит цели коррекции отношений в семье. Поэтому в нем должны быть отражены существенные стороны семейной структуры и ее ди­намические свойства: значимые зоны отношений, согласованные представления членов семьи о семье в целом, те семейные про­блемы, которые осознаются всеми, и то, что оказывается «вы­тесненным»; семейные правила, по которым осуществляется ее жизнь.

Более полными эти представления могут стать только не­посредственно в процессе психотерапии, когда семья характе­ризуется целостно, т. е. ставится так называемый «семейный диагноз».

 

семантический дифференциал – предыдущая | следующая – семейная психотерапия

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

 

Яндекс.Метрика