Обобщая полученные в исследовании результаты, нужно сказать, что нам удалось выделить свойственный Интернет-зависимым пользователям особый тип межличностных отношений, который был условно назван «независимо-доминирующий». Этот тип межличностных отношений выражается в таких характеристиках, как преобладание тенденции к доминированию, ориентация только на собственное мнение, нетерпимость к критике, настойчивость, эгоцентричность, сниженная эмоциональность, обособленность и замкнутость и отношениях с другими людьми, связанные с подозрительностью и обидчивостью.
Описанный тип межличностных отношений, свойственный Интернет-зависимым пользователям, сочетается с характерным для них дефицитом развития коммуникативных умений, что проявляется в низкой способности слушать и слышать собеседника, нетерпимости к высказываниям партнера по общению, неспособности внимательно относиться к собеседнику и давать ему возможность высказать свою позицию. Помимо недостатка описанных коммуникативных умений, у Интернет-зависимых пользователей снижены способности распознавать эмоциональное состояние партнера по общению по невербальным признакам (не искажены, а именно снижены). Причем снижена не просто точность считывания эмоций, но и в целом способность понимать невербальный язык собеседника. Необходимо также отметить, что Интернет-зависимым в целом не свойственно обращать внимание на эмоциональное состояние партнера, о чем говорят как низкое количество эмоциональных категорий в данных ими ответах на задания методики на распознавание эмоционально-выразительных движений, так и заниженные показатели эмпатии, в особенности по шкалам рационального и эмоционального канала эмпатии.
Кроме того, нами отмечен тот факт, что Интернет-зависимые в большинстве своем не ориентируются при взаимодействии с партнером по общению на то, чтобы собеседник понял их как можно лучше. По нашему мнению, в этой особенности проявляется эгоцентричность, в целом свойственная стилю межличностных отношений Интернет-зависимых.
Таким образом, в исследовании выявлен ряд особенностей в сфере общения Интернет-зависимых, в частности нарушение эмоционального компонента общения в виде снижения эмпатических способностей и умения считывать эмоции партнера по общению, а также общего снижения способностей понимать невербальный язык другого человека.
При таком подходе к общению (невнимание к собеседнику, неспособность понять его переживания и дать ему высказаться, дистанцированность в отношениях, подозрительность, черты самодовольства, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного) зачастую действительно трудно найти и удержать собеседника в реальной жизни. Видимо, поэтому эти люди компенсаторно выбирают Интернет как средство коммуникации, где не нужно удерживать конкретного партнера, так как можно легко найти другого, тем более что физическая «непредставленность» друг другу собеседников по Интернет-общению, дающая ощущение безопасности, снижает естественные психологические риски общения (например, чувство стыда перед собеседником, страх быть отвергнутым).
В нашем исследовании продемонстрирована также такая особенность эмоциональной сферы Интернет-зависимых, как высокий уровень алекситимии. Эти результаты, вместе с данными исследования Интернет-зависимых подростков, проведенного А.Ф. Шайдулиной (Шайдулина, 2001), позволяют говорить о том, что алекситимия как проявление трудностей аффективной регуляции является характерным для Интернет-зависимости феноменом. Это дает возможность рассматривать зависимость от Интернета в контексте общего подхода к изучению зависимого поведения, используя линии анализа особенностей, характерных для любой зависимости.
Таким образом, можно говорить о том, что алекситимия, вместе с описанным снижением коммуникативных способностей, а также особым типом межличностных отношений, вступают в сложные опосредованные связи и образуют своеобразный симптомокомплекс, характерный для Интернет-зависимости.
На наш взгляд, полученные в исследовании результаты приобретают особую значимость в связи с тем, что при общении в Интернете невербальные средства коммуникации теряют свое значение (в силу специфики самой Интернет-реальности), а значит, не только подтверждают компенсаторный и суррогатный характер Интернет-общения, но и указывают на негативное влияние внедрения этого средства общения в повседневную жизнь. Ведь вместо того, чтобы развивать коммуникативные навыки, в особенности способность понимать эмоциональное состояние партнера и проявлять эмпатию к нему, люди, имеющие трудности в сфере общения, выбирают такой способ коммуникации, где эти навыки практически не нужны, все сильнее увеличивая отгороженность в отношениях с другими людьми. Подчеркнем здесь, что в отечественной науке способы и средства удовлетворения потребностей признаются важнейшей детерминантой существенных признаков самого человека (Выготский, 1956; Тхостов, Сурнов, 2003), а Интернет является одним из наиболее сложных современных технических средств, способствующих реализации основных описанных в психологии видов мотивационной направленности личности (и не только коммуникативной) (Арестова и др., 2000). В таком контексте риск негативного влияния нефункционального использования Интернета и, как следствие, зависимости от Интернета, на личность человека в целом, трудно переоценить. В связи с этим считаем плодотворным рассматривать Интернет-зависимость наряду с другими видами зависимостей в рамках целостного подхода к изучению аномального развития личности, традиционного для отечественной психологической школы (Братусь, 1988; Братусь, Зейгарник, 1980).
эмпатия – предыдущая
____________
Психологическая консультация Теперик Р.Ф. при интернет-зависимости