Социопсихологические особенности. Подростковые поведенческие реакции (продолжение)

Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными требованиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой, чаще всего связанной с учебой. Но обычно эта реакция бывает след­ствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны матери или близких.

У подростков реакция оппозиции может сохраняться, если она появилась и укрепилась в детстве. В пубертатном периоде эта реакция обычно возникает лишь на фоне «стероидной акцен­туации характера. В этих случаях реакция оппозиции может адресоваться не только родным и близким, но и воспитателям и даже объекту влюбленности. Проявления этой реакции весьма разнообразны: от прогулов в школе и побегов из дома до краж и попыток самоубийства, всегда несерьезных и демонстративных. Все это преследует цель либо избавиться от каких-либо трудностей, либо привлечь к себе внимание. Во время побега такие подростки держатся недалеко от дома, стараются попасть на глаза знако­мых или милиции или уезжают туда, где, знают, их будут искать. С той же целью могут использоваться нарочитое бравирование алкоголизацией или попытки изобразить из себя наркомана.

L. Michaux (1964—цит. по А. Е. Личко, 1983) описал «псевдоперверзные реакции оппозиции», которые могут быть ошибочно приняты за истинные перверзии в виде садизма. Однако при псевдоперверзной реакции порча вещей, мучительство животных проявляются только в отношении того, что принадлежит опреде­ленному лицу, наговоры также всегда направлены на «обидчика».

Иногда реакции оппозиции обозначают как «реакции про­теста», что неточно, так как протестом могут быть не только они, но и реакции отказа, и реакция отрицательной имитации.

Разделение реакций оппозиции на активные и пассивные [Сухарева Г. Е., 1959] представляется весьма условным. К актив­ным формам у подростков прежде всего относят аффективные вспышки с агрессией в адрес «обидчика», к пассивным — уходы из дома, суицидальные попытки, вегето-соматические расстройства и др. Как правило, «пассивные» формы требуют достаточно ак­тивных действий. Правильнее было бы разделять эти реакции по тому, каким путем преимущественно разряжаются возникающие вследствие этих реакций аффекты — экстрапунитивно — с агрес­сией на других, интрапунитивно — с агрессией на себя, импунитивно — бегством из аффектогенной ситуации или, наконец, демонстрацией, разыгрыванием спектакля — такое разделение осуществлено нами в отношении острых аффективных реакций (см. гл. X).

Реакция имитации сказывается подражанием в пове­дении определенному лицу или образу. В детстве поначалу пред­метом подражания служат родные или взрослые из ближайшего окружения, затем герои книг и фильмов. У подростков образ­цами для имитации чаще всего становятся наиболее «яркие» из товарищей или преходящие кумиры молодежной моды. Модель для подражания обычно выбирается не самостоятельно. Она диктуется своей компанией, группой, к которой принадлежит подросток. Взрослый может стать объектом индивидуальной ими­тации, если в глазах подростка он стоит на высоте в той области, где подросток сам мечтает достичь успеха. Например, в одежде, манере вести себя, в суждениях подросток, увлеченный каким-либо спортом, подражает “своему тренеру, а мечтающие об артисти­ческой карьере — какому-либо известному актеру. Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может стать, когда для подражания избирается отрицательный «герой». Не слу­чайно культ насилий, гангстеризма, убийств, грабежа, возвеличи­вания удачливого «преступника-супермена» в американском кино, телевидении, бестселлерах способствовал росту преступности несовершеннолетних.

Отрицательная реакция имитации находит выражение в том, что все поведение строится как противоположное от определенного образца. Примером может служить под­росток, подчеркнуто отказывающийся от всяких предлагаемых семьей материальных благ, от возможности по знакомству поступить в заманчивое для других учебное заведение, пред­почитающий немодную поношенную одежду, непривлекательную работу, компанию неудачников. Все его поведение строилось как противоположность модели, которой служил его отец — преуспевающий деляга и стяжатель. Другой подросток, с ран­него детства бывший свидетелем сцен, когда его вечно пьяная мать подвергалась насмешкам и издевательствам соседей, при наличии всех проявлений делинквентного поведения всячески избегал алкоголизации. При раздорах в семье истероидные под­ростки бывают склонны к подчеркнутой гиперсоциальности [Лакосина Н. Д., 1976].

Реакция компенсации сводится к тому, что свою сла­бость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой. Эта реакция присуща как детям, так и под­росткам. Например, хилый, физически слабый мальчик, неспо­собный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных играх и спорте компенсирует ощущение своей неполноценности отличными успехами в учебе или поражающими сверстников энциклопедическими знаниями в тех областях, которые их инте­ресуют, и это позволяет ему завоевать у них определенный авто­ритет. И наоборот, неудачи в учебе могут восполняться отчаянной смелостью, предводительством в озорстве. По тем же мотивам шизоидный подросток, неуклюжий и неловкий, став объектом насмешек на уроке физкультуры, начинает заниматься гимнас­тикой йогов и поступает в клуб «моржей».

половое влечение – предыдущая | следующая – патологическая поведенческая реакция

Подростковая психиатрия. Содержание.