тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Социопсихологические особенности. Подростковые поведенческие реакции (продолжение)

Реакция гиперкомпенсации разными авторами понимается неодинаково. Во французской психиатрии [Porot А., 1952 — цит. по А. Е. Личко, 1977], откуда пришел этот термин (reaction de surcornpensation, т. е. реакция «сверхкомпенсации»), четко отделяется от реакции компенсации. При гиперкомпенса­ции настойчиво и упорно добиваются успехов не на стороне, а именно в той области, где слабы. Например, хромой мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов, а страдающий заиканием с увлечением отдается худо­жественному чтению и успешно выступает на любительских концертах. Робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые со стороны могут казаться банальными нарушениями поведения, озорством, даже хулиганством. В силу гиперкомпенсации сенси­тивные мальчики выбирают такие виды спорта, где требуется грубая сила — бокс, самбо, каратэ, вольную борьбу, и мучаю­щиеся от застенчивости сенситивные девочки охотно принимают на себя общественные поручения, требующие трудных для них кон­тактов с малознакомыми сверстниками.

В советской психиатрической литературе термин «реакция гиперкомпенсации» стал употребляться в ином смысле [Ковалев В. B.r 1979] — под этим названием подразумевается утрирование, чрезмерно усиленные реакции компенсации. Покуда поведение способствует социальной адаптации — это реакция компенсации, как только эта реакция переходит предел и вызывает дезадап­тацию — это реакция гиперкомпенсации. С этой точки зрения, если хилый подросток, став прекрасным рассказчиком, этим завоевывает популярность у товарищей — это реакция компен­сации, если же он предается болезненному фантазированию — это реакция гиперкомпенсации. При таком понимании эти реакции оказываются за пределами справедливого положения, что каждая из поведенческих реакций может и быть проявлением возрастной нормы или стать патологической [Ковалев В. В., 1979;].

Критерии распознания патологических поведенческих ре­акций. С точки зрения американского психиатра R. L. Jenkins (1969), все эти реакции вовсе не являются патологическими, а всегда представляют собой лишь «адаптацию незрелой лич­ности». Однако в советской детской и подростковой психиатрии, как указано выше, утвердилось мнение, что и детские, и подрост­ковые поведенческие реакции могут быть как вариантами поведе­ния в норме, так и патологическими нарушениями (непсихоти­ческими и даже психотическими). Первые из них В. В. Ковалев (1973) предложил назвать характерологическими, а вторые — патохарактерологическими реакциями. Характерологической реакцией им называются «преходящие ситуативно обусловленные нарушения поведения ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в определенной микросреде (семья, школьная группа и т. д.), имеют четкую психологическую направленность на определенных лиц, не ведут к выраженному нару­шению социальной адаптации и не сопровождаются соматовегетативными расстройствами».

Патохарактерологическая реакция, в отличие от первой, тесно не связана с определённой микросредой и «проявляется в выраженных и стереотипно повторяющихся отклонениях в поведении, сопровождается соматовегетативными и другими расстройствами невротического уровня и ведет к отчетливым, хотя и временным, нарушениям социальной адаптации» [Ковалев В. В 1979]

Сходные критерии были сформулированы нами в отношении определения патологического уровня подростковых поведенческих реакций [Патологические нарушения…, 1973].

Патологическая поведенческая реакция от вариантов нормаль­ного подросткового поведения отличается следующими признаками:

1) склонностью к генерализации, т. е. способностью возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе и неадекватными, стимулами;

2) склонностью приобретать свойства патологического стерео­типа повторяя по разным поводам один и тот же поступок;

3) склонностью превышать определенный «потолок» нару­шений поведения, никогда не преступаемый в норме, даже в асоциальных подростковых группах;

4) склонностью рано или поздно приводить к социальной дезадаптции.

Подростковые поведенческие реакции и психиатрическая диагностика. В психиатрической квалификации нуждаются только патологические поведенческие реакции. Они могут  развёртываться на фоне психопатий или психопатоподобных расстройств при шизофрении и других психозах. Они могут лежать в основе развития неврозов и алкоголизма. Во всех случаях диагностируются основные психические расстройства.

Патологические поведенческие реакции могут возникать также на фоне акцентуаций характера. В таких случаях их относят к группе непсихотических реактивных (психогенных) расстройств. Если они кратковременны, проявляются скоропреходящими аффективными состояниями, которые длятся часами до суток-двух, то их рациональнее рассматривать как острые аффективные реакции (см гл X). Если патологические поведенческие реакции длятся неделями, месяцами и даже годами, их следует относить к “ситуативным или психогенным патохарактерологическим реакциям” [Ковалев В. В,. 1979]. И те, и другие являются разновидностями реактивных состояний, наряду с неврозами и реактивными психозами.

Следует отметить, что в основе каждого случая патохаракхерологической реакции обычно лежит не одна, а несколько из описанных поведенческих реакций — могут сочетаться реакции эмансипации и оппозиции, группирования со сверстниками и имитации т. п. Все эти последние представляют собой не диаг­ностические категории, а психологические и патопсихологические механизмы нарушений поведения. Они могут участвовать в формировании психопатических картин и при транзиторных непсихоти­ческих расстройствах, и при шизофрении, и при других психозах. Поэтому диагнозы вроде «патологическая реакция эмансипации» или «патологическая реакция оппозиции» представляются неправомерными. Клиническим диагнозом должна служить нозологиче­ская категория — острая аффективная реакция, патохарактерологическая реакция, определенный вид и тип психопатии, форма психоза и т. п.

реакция оппозиции – предыдущая | следующая – акцентуации характера

Подростковая психиатрия. Содержание.