Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно почти инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных хиппи. Распространившиеся в конце 50-х годов в США «подростковые банды» — с социологической точки зрения явление скорее архаическое, чем новое [Наfter С., 1966 —цит. по А. Е. Личко, 1977].
И. С. Кон (1979) увидел сущность спонтанных подростковых групп в первую очередь в «нерегламентированном общении». Действительно, в своей группе подросток удовлетворяет потребность коммуникации. Однако это потребность не в любом общении, а в контактах именно со сверстниками — «нерегламентированное общение» со взрослыми его заменить не может. Видимо, важнее чувство причастности к своей возрастной когорте, сплочения со сверстниками, определение своего места среди них.
Стремление подростков к группированию с ровесниками, возможно, имеет какие-то филогенические корни. У высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи «подросткового возраста» образуют отдельные группы на периферии стада или даже обособляются в отдельные временные стада [Боровский В. М., 1936; Chauvin R., 1963 — цит. по А. Е. Личко, 1983]. Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изоляцию от сверстников, но ни у детенышей, ни у взрослых особей добиться депрессии таким путем не удается [Schweicheimer F. 1972 — цит. по А. Е. Личко, 1983]. Однако реакция группирования у подростков развивается по социопсихологическим закономерностям, которые еще недостаточно изучены.
В социальной психологии подростковые группы разделяют на «просоциальные», «асоциальные» и «антисоциальные» [Кон И. С., 1979]. Первые из них, поощряемые старшим поколением, быстро формализуются. Различие же между «асоциальными» (т. е. стоящими в стороне от господствующих в обществе идеалов, пренебрегающими нормами поведения, общепринятыми или провозглашенными обществом) и «антисоциальными» (т. е. активно выступающими против установленных правил и законов, распространенных в старшем поколении духовных ценностей) представляет интерес с точки зрения социологии, но мало что дает для оценки патологических нарушений поведения с психиатрической точки зрения.
Для подростковой психиатрии более важно знать, к какому из следующих типов групп тяготеет подросток и какую роль он там исполняет. Один из этих типов групп жестко регламентирован, другой отличается большой свободой внутригрупповых отношений.
Жестко регламентированная подростковая группа отличается однополым составом, наличием постоянного лидера, фиксированной ролью каждого члена группы, его твердым местом в иерархии взаимоотношений между членами (подчиняемость одним, помыкание другими). Роль вожака обычно выполняют подростки «возбудимого» [Архангельский А. Е., 1974], т. е. эпилептоидного или гипертимного типа. Вожак завоевывает свое место в борьбе с другими, изгоняя из группы тех, кого не удается подчинить.
В группе есть такие роли, как «адъютант лидера» — обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», мечтающий занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают и т. п. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников-чужаков, особенно членов других аналогичных групп, в борьбе с которыми протекает жизнь. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму — условные знаки, свой «язык», свои клички, особые отметки на одежде, обряды — например, описанное Б. Н. Алмазовым «братание кровью» — подростки, сделав надрезы на предплечьях, прижимают друг к другу кровоточащие поверхности кожи [Патохарактерологические исследования…, 1981]. Подобные группы образуются из подростков мужского пола среднего и старшего возраста.
Свободные подростковые группы — это другой тип групп, отличающийся нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера — его роль исполняют разные члены группы в зависимости от того, чем в данный момент подростки заняты. Состав обычно разнополый и нестабильный — одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, которым необходимо соответствовать, чтобы примкнуть к группе.
По-видимому, существуют и промежуточные и иные типы подростковых групп. В закрытых учреждениях для подростков (интернаты, подростковые отделения психиатрических больниц) реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка. Этой же реакцией можно объяснить тот известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе [Миньковский Г. М., 1968].
При шизофрении реакция группирования порою приобретает уродливые формы. Подросток может оказаться в асоциальной группе, чье поведение, интересы, устремления — все коренным образом противоречит его преморбидной личности. При нарастании аутизма реакция группирования может получить отражение только в патологическом фантазировании. По мере же развития шизофренического процесса эта реакция подавляется раньше и глубже, чем другие подростковые поведенческие реакции.
“подростковый комплекс” – предыдущая | следующая – увлечения