тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Социопсихологические особенности. Подростковые поведенческие реакции (продолжение)

Реакция увлечения — хобби-реакция. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Возможно, увлечения так же необходимы для ста­новления личности подростка, как игры для развития ребенка. Хобби появляются в младшем подростковом возрасте, и с этого же периода на задний план начинают отступать детские игры. К сожалению, проблема увлечений в современной психологиче­ской литературе почти не освещена. С нашей точки зрения, увлечения составляют особую категорию психологических фено­менов — они также являются компонентами личности, распо­лагаясь где-то между влечениями, с одной стороны, и наклон­ностями и интересами, с другой. В отличие от первых, увлече­ния не имеют непосредственной связи с инстинктами (безуслов­ными рефлексами по И. П. Павлову). В отличие от наклонностей и интересов увлечения всегда более эмоционально окрашены; Для личности они представляют субъективную ценность, они не относятся к главной трудовой направленности, не являются профессиональной деятельностью, не служат средством зара­ботка.

Попытка систематизации увлечений составляет нелегкую задачу. Нами совместно с Ю. А. Скроцким [Патологические нарушения…, 1973] предложена рабочая классификация под­ростковых увлечений, основанная на том, что с психиатриче­ской точки зрения важен не столько сам предмет увлечений, сколько побудившие его мотивы. Поэтому выделены следующие типы увлечений.

Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к самому предмету (музыке, рисованию, радиотехнике, литературе и т. п.). Сюда же относится склонность к изобретениям, конструированию, сочинению стихов. Окружающим подобные занятия могут казаться ненужными и даже странными. Для самого подростка они представляются чрезвычайно значимыми. Ему даже бывает безразлично, как на это смотрят другие. Наслаждение доставляет сам процесс занятий — достижение каких-либо результатов стоит на втором плане. Поглощенные увлекательным для них делом, подростки могут отдавать ему почти все время в ущерб учебе, отдыху и дру­гим развлечениям.

Телесно-мануальные увлечения включают все, что питается намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость, определенные умения или искусные ручные навыки. Сюда входят разнообразные спортивные увлечения и желание научиться что-то мастерить, вышивать, водить мото­цикл или автомашину. Здесь удовольствие доставляет не только и даже не столько сам процесс занятии, сколько достигаемый результат.

Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций и положений, в которых можно предводительствовать, руково­дить, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Такие подростки легко становятся вожаками в разных группах молодежи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной работой.

Накопительские увлечения проявляются прежде всего во всех видах коллекционирования. Учитывая, что любая коллекция, достигнув значительной величины, приобретает материальную ценность, можно допустить, что в основе этого рода увлечений лежит стремление к накоплению материальных благ.

Эгоцентрические увлечения питаются желанием быть в центре внимания окружающих. Здесь главное — по­казная сторона увлечений, будь то участие в художественной самодеятельности или спортивных соревнованиях или сосредо­точение интересов на модной экстравагантной одежде, обра­щающей на себя внимание со всех сторон. Все это существенно отличается в отношении побудительных мотивов от истинного интереса к искусству или спорту или от банального подражания моде. В эгоцентрических целях могут выбираться самые разно­образные увлечения; от изучения иностранных языков до коллекционирования предметов старины, от клуба «моржей» до модного философского или литературного течения. Однако все эти занятия преследуют одну цель: продемонстрировать свои успехи, блеснуть, привлечь внимание необычностью своего увлечения, оригинальностью своей натуры.

Азартныеувлечения всегда основываются на своеоб­разной жажде обогащения и проявляются тяготением к разного рода картежным играм, ставкам, пари, лотереям и т. п. Хотя привлекательным является выигрыш, но само чувство риска доставляет определенное наслаждение. У младших подростков азартное увлечение может проявляться многочасовыми играми в аттракционах-автоматах.

Информативно-коммуникативное хобби за­ключается в неутолимом поиске новой легкой информации, не требующей критической интеллектуальной переработки, и потреб­ности в постоянных поверхностных контактах, позволяющих полученными новостями обмениваться. Это хобби проявляется многочасовой пустой болтовней со случайными приятелями, «глазением» на происходящее вокруг, интересом к примитивным по содержанию приключенчески-детективным фильмам или к поражающей воображение несерьезной фантастике. Контакты и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их смысл глубоко не вникают, каких-либо выводов из них не делают.

реакция группирования – предыдущая | следующая – половое влечение

Подростковая психиатрия. Содержание.