Яндекс.Метрика

Предисловие (развитие личности)

В работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина пред­принята попытка наметить основные стадии процесса формирования лич­ности ребенка, показать своеобразную диалектику, движущие силы и механизмы последовательной смены ведущих мотивов деятельности ребенка. А. Н. Леонтьев особо выделяет две критические точки: первого и второго рождения личности. Они соответствуют установлению иерар­хических отношений между деятельностями и возникновению самосознания.

Появление самосознания означает новую эпоху в развитии личности. Для человека становится возможным овладение (Л. С. Выготский) процессом развития собственной личности, активное и целенаправленное ее самовоспитание (С. Л. Рубинштейн). Иначе говоря, появление самосозна­ния означает радикальное   изменение самого типа развития личности.

Становление личности на этом этапе определяется не только тем, как она воспринимает себя в настоящем, но также и тем, как она осмыс­ляет свое прошлое, как видит ближайшие и более далекие жизненные перспективы (А. Н. Леонтьев).

Рождение сознательной личности — только начало длительного и драматичного пути развития личности взрослого человека.

Попытка выделить основные вопросы, встающие перед психологией при обращении к анализу развития личности взрослого человека, представ­лена в небольшом отрывке из учебника американских авторов П. Массена и др. Особое значение приобретают здесь анализ характерных кризисов в развитии личности взрослого человека, вопросы об истоках, содержании этих кризисов и способах их разрешения.

Чрезвычайно ценный материал для понимания некоторых важных сторон процесса формирования нормальной личности дает прослеживание различных форм аномального и патологического развития личности, в частности при некоторых психических заболеваниях (Б. В. Зейгарник). Особый интерес для психолога представляют те процессы радикальной перестройки личности, которые наблюдаются в случаях искусственного изменения пола человека (А И. Белкин). Как показывает исследование, личность человека в таком случае на глазах исследователя строится буквально заново. При этом с предельной ясностью обнажаются многие важные, но обычно скрытые от психолога моменты формирования как образа самого себя, так и личности в целом. Так, чрезвычайно убедительно демонстрируется решающее значение для формирования личности отыска­ния человеком своего места в системе отношений с другими людьми.

Как уже отмечалось, данный сборник текстов является пособием по разделу «Личность» курса общей психологии наряду с другим, выхо­дящим практически одновременно выпуском «Психология индивидуальных различий». При распределении материала по этим двум книгам составители столкнулись со значительными трудностями, ибо многие проблемы яв­ляются общими для обоих разделов психологии.

Принцип, который в конечном счете лег в основу распределения текстов, заключается в следующем. В настоящий выпуск вошли работы, относящиеся в основном к анализу личности в узком смысле, тогда как в другой — тексты, посвященные описанию и анализу «индивидных» свойств человека (свойств нервной системы, темперамента, способностей, характера), относимых обычно к личности в широком смысле.

Мы, конечно, понимаем всю условность такого деления. Она становится очевидной при обращении к анализу любой конкретной проблемы, например к такой, как проблема характера.

Психологическое исследование позволяет одним авторам рассматривать характер в основном как совокупность формально-динамических особен­ностей поведения (Я. Д. Левитов), в то время как другие — с неменьшим основанием — представляют его как производное от социальных отношений личности  (А. Ф. Лазурский, Б. Г. Ананьев и др.).

В результате проблема характера обсуждается в каждом из названных томов сборника: один раз с акцентом на «природную» его основу, другой — на социальную обусловленность и «личностное» происхождение некоторых его черт.

Необходимо отметить, что почти все тексты сборника печатаются с сокращениями.

Данная книга не могла бы выйти без помощи и участия многих людей, которым мы приносим свою благодарность. Мы особенно призна­тельны профессорам Г. М. Андреевой, Л. И. Анцыферовой, А. А. Богомо­лову, А. А. Бодалеву и Б. В. Зейгарник за большую помощь и ценные советы при определении содержания издания, его структуры, состава авторов, а также за моральную поддержку на всех этапах подготовки текстов.

Мы благодарим также сотрудников факультета психологии — доцента Б.   С.  Братуся за большую работу,  проделанную им  на  предварительном этапе подготовки сборника, профессора О. К. Тихомирова и доцента Л. Л. Петровскую за многие ценные критические замечания, весь препо­давательский состав кафедры обшей психологии за активное и доброже­лательное обсуждение книги.

Составители сборника признательны семье Л. С. Выготского за предоставление фрагмента его рукописи.

Мы должны отметить большой труд, вложенный в подготовку текстов нашими переводчиками: Л. Л. Бергельсон, Б. С, Братусем, И. М. Гурьевой, В. Э. Реньге, Е. Б. Родионовой и А. Б. Холмогоровой.

Большую помощь в технической подготовке рукописи нам оказали Т. Г. Горячева, Э. С. Мамедова, Н. В. Обоева.

психология сознания – предыдущая |следующая – отношения человека

Оглавление. Психология личности. Тексты.

Консультация психолога по семейным вопросам в психологическом центре Просвет.