В работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина предпринята попытка наметить основные стадии процесса формирования личности ребенка, показать своеобразную диалектику, движущие силы и механизмы последовательной смены ведущих мотивов деятельности ребенка. А. Н. Леонтьев особо выделяет две критические точки: первого и второго рождения личности. Они соответствуют установлению иерархических отношений между деятельностями и возникновению самосознания.
Появление самосознания означает новую эпоху в развитии личности. Для человека становится возможным овладение (Л. С. Выготский) процессом развития собственной личности, активное и целенаправленное ее самовоспитание (С. Л. Рубинштейн). Иначе говоря, появление самосознания означает радикальное изменение самого типа развития личности.
Становление личности на этом этапе определяется не только тем, как она воспринимает себя в настоящем, но также и тем, как она осмысляет свое прошлое, как видит ближайшие и более далекие жизненные перспективы (А. Н. Леонтьев).
Рождение сознательной личности — только начало длительного и драматичного пути развития личности взрослого человека.
Попытка выделить основные вопросы, встающие перед психологией при обращении к анализу развития личности взрослого человека, представлена в небольшом отрывке из учебника американских авторов П. Массена и др. Особое значение приобретают здесь анализ характерных кризисов в развитии личности взрослого человека, вопросы об истоках, содержании этих кризисов и способах их разрешения.
Чрезвычайно ценный материал для понимания некоторых важных сторон процесса формирования нормальной личности дает прослеживание различных форм аномального и патологического развития личности, в частности при некоторых психических заболеваниях (Б. В. Зейгарник). Особый интерес для психолога представляют те процессы радикальной перестройки личности, которые наблюдаются в случаях искусственного изменения пола человека (А И. Белкин). Как показывает исследование, личность человека в таком случае на глазах исследователя строится буквально заново. При этом с предельной ясностью обнажаются многие важные, но обычно скрытые от психолога моменты формирования как образа самого себя, так и личности в целом. Так, чрезвычайно убедительно демонстрируется решающее значение для формирования личности отыскания человеком своего места в системе отношений с другими людьми.
Как уже отмечалось, данный сборник текстов является пособием по разделу «Личность» курса общей психологии наряду с другим, выходящим практически одновременно выпуском «Психология индивидуальных различий». При распределении материала по этим двум книгам составители столкнулись со значительными трудностями, ибо многие проблемы являются общими для обоих разделов психологии.
Принцип, который в конечном счете лег в основу распределения текстов, заключается в следующем. В настоящий выпуск вошли работы, относящиеся в основном к анализу личности в узком смысле, тогда как в другой — тексты, посвященные описанию и анализу «индивидных» свойств человека (свойств нервной системы, темперамента, способностей, характера), относимых обычно к личности в широком смысле.
Мы, конечно, понимаем всю условность такого деления. Она становится очевидной при обращении к анализу любой конкретной проблемы, например к такой, как проблема характера.
Психологическое исследование позволяет одним авторам рассматривать характер в основном как совокупность формально-динамических особенностей поведения (Я. Д. Левитов), в то время как другие — с неменьшим основанием — представляют его как производное от социальных отношений личности (А. Ф. Лазурский, Б. Г. Ананьев и др.).
В результате проблема характера обсуждается в каждом из названных томов сборника: один раз с акцентом на «природную» его основу, другой — на социальную обусловленность и «личностное» происхождение некоторых его черт.
Необходимо отметить, что почти все тексты сборника печатаются с сокращениями.
Данная книга не могла бы выйти без помощи и участия многих людей, которым мы приносим свою благодарность. Мы особенно признательны профессорам Г. М. Андреевой, Л. И. Анцыферовой, А. А. Богомолову, А. А. Бодалеву и Б. В. Зейгарник за большую помощь и ценные советы при определении содержания издания, его структуры, состава авторов, а также за моральную поддержку на всех этапах подготовки текстов.
Мы благодарим также сотрудников факультета психологии — доцента Б. С. Братуся за большую работу, проделанную им на предварительном этапе подготовки сборника, профессора О. К. Тихомирова и доцента Л. Л. Петровскую за многие ценные критические замечания, весь преподавательский состав кафедры обшей психологии за активное и доброжелательное обсуждение книги.
Составители сборника признательны семье Л. С. Выготского за предоставление фрагмента его рукописи.
Мы должны отметить большой труд, вложенный в подготовку текстов нашими переводчиками: Л. Л. Бергельсон, Б. С, Братусем, И. М. Гурьевой, В. Э. Реньге, Е. Б. Родионовой и А. Б. Холмогоровой.
Большую помощь в технической подготовке рукописи нам оказали Т. Г. Горячева, Э. С. Мамедова, Н. В. Обоева.
психология сознания – предыдущая |следующая – отношения человека
Оглавление. Психология личности. Тексты.
Консультация психолога по семейным вопросам в психологическом центре Просвет.