Яндекс.Метрика

1. Понятие о личности. Общие проблемы

Ильенков Эвальд Васильевич

(18 февраля 1924 21 марта 1979) — советский философ, доктор философ­ских наук, профессор. Основные работы посвящены диалектической логике, истории философии, критике современной буржуазной философии, философским и методологическим проблемам психологии.

Соч.: . Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса, М., 1960; Идеальное. — В кн.: Фи­лософская энциклопедия, т. 2. М., 1966; Об идолах и идеалах. М., 1968; Диалектическая логика. Очерки исто­рии и теории. М., 1974.

Э. В. Ильенков. Что же такое личность?

В мире довольно широко, и притом среди людей весьма образован­ных, бытует мнение, которое, если обрисовать его схематично, сводится примерно к следующему. Марксистское учение, блестяще оправдавшее себя там, где речь идет о событиях всемирно-истори­ческого значения и масштаба, т. е. о судьбах миллионов масс, классов, партий, народов и государств, короче говоря, о совокупной судьбе человеческого рода, ничего (или почти ничего) не дало и, более того, якобы не может дать для рационального уразуме­ния внутреннего строя личности, индивидуальности, Я — этой своего рода молярной единицы исторического процесса.

Наиболее отчетливо и последовательно такое представление выразилось в требовании «дополнить» марксизм некоторой особой, относительно автономной этической теорией, ставящей в центр своего внимания личность как таковую, интересы и счастье инди­видуального Я, проблему свободы и достоинства личности и подобные этим сюжеты.

А возможна ли вообще в принципе материалистически ориен­тированная психология? Если да, то она обязана прежде всего определить свой предмет, т. е. объяснить, что же такое лич­ность. С чего начинается личность. М., 1979.

Две логики – два подхода

…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному инди­виду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

К. Маркс

Точно так же знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга — это одна из материальных предпосылок (повторим это еще раз) личности, но никак не сама личность.

Чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию всей той совокупности человеческих отношений конкретной человеческой индивидуальности ко всем другим таким же индивидуальностям, т. е. динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами, имеющими всегда и везде социально-историче­ский, а не естественно-природный характер.

Тайна человеческой личности потому-то веками и оставалась для научного мышления тайной, что ее разгадку искали совсем не там,  где эта личность существует реально. Совсем не в том пространстве: то в пространстве сердца, то в пространстве «шишковидной железы», то вообще вне пространства, то в особом «трансцендентальном» пространстве, в особом бестелесном эфире «духа». Она существовала и существует в пространстве вполне реальном в том самом пространстве, где размещаются горы и реки, каменные топоры и синхрофазотроны, хижины и небоскребы, железные дороги и телефонные линии связи, где распространяются электромагнитные и акустические волны. Одним словом, имеется в виду пространство, где находятся все те вещи, по поводу которых и через которые тело человека связано с телом другого человека «как бы в одно тело», как сказал в свое время Б. Спиноза, в один «ансамбль», как предпочитал говорить К. Маркс, в одно культурно-историческое образование, как скажем мы сегодня, — в «тело», созданное не природой, а трудом людей, преобразующих эту природу в свое собственное «неорганическое тело».

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений, кото­рые возникают между индивидами в процессе коллективной деятель­ности (труда) по поводу вещей, созданных и создаваемых трудом. И мозг как орган, непосредственно реализующий личность, проявляет себя таковым лишь там, где он реально выполняет функ­цию управления «ансамблем» отношений человека к человеку, опосредствованных через созданные человеком для человека вещи, т. е. там, где он превращается в орган отношений человека к человеку, или, другими словами, человека к самому себе.

Внутри тела отдельного индивида реально существует не лич­ность, а лишь ее односторонняя («абстрактная») проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов. И то, что в обиходе (и в мнимоматериалистической традиции) называют «личностью», или «душой», не есть личность в подлинно мате­риалистическом смысле, а лишь ее однобокое и не всегда адекват­ное самочувствие, ее самосознание, ее самомнение, ее мнение о самой себе, а не она сама как таковая.

развитие личности – предыдущая |следующая – предметное бытие

Оглавление. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. Психология личности. Тексты.

Консультация психолога по семейным вопросам.