тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Особенности реабилитации

Основные положения реабилитации взрослых — апелляция к личности больного, принцип партнерства, применение разносто­ронних усилий (лечебных, воспитательных и др.), постоянное сочетание биологических и социопсихологических методов, сту­пенчатость в их осуществлении [Кабанов М. М., 1978, 1980] — всецело сохраняют значение для подростковой психиатрии. Однако подростковый возраст диктует соблюдение особых реабилитационных правил. Кратко они могут быть сведены к сле­дующему.

1. Минимум «полного отдыха», исключение праздности и без­делья, максимум усилий на вовлечение подростка в постоянную активную деятельность — учебную, трудовую, в организованные развлечения. Подростка не следует предоставлять самому себе. Полный покой показан лишь при острых психотических синдромах или тяжелой астении. Во всех остальных случаях необходима стимуляция активности, чаще дозированной. В больничных условиях с помощью воспитателей, инструкторов по труду, мето­дистов по физкультуре, специально подготовленных методистов по занятости, психологов необходима организация разнообраз­ной кружковой работы, мастерских, игр, досуга и развлечений. Последние должны строиться с учетом интересов и распро­страненных увелечений данного подросткового поколения (про­слушивание магнитофонных записей современной музыки, дискус­сии на злободневные темы и т. п.)

При отрицательном отношении к учебе и труду в качестве клю­ча к началу реабилитационного процесса можно попытаться использовать хобби. Даже при остром психотическом состоянии, если только отсутствуют психомоторное возбуждение и нарушения сознания, надо подыскать занятия, к которым подросток прояв­ляет интерес (книги, рисование, лепка, спортивные игры и т. п.).

2. Госпитализация подростка в психиатрический стационар должна осуществляться только в случаях действительной необхо­димости, когда без нее невозможно обойтись, и всегда быть минимальной по продолжительности. Госпитализация показана при острых психотических состояниях, для предотвращения социально опасных действий и суицидов; она необходима для лечения шоковыми методами и в начале интенсивного лечения психотропными средствами. Госпитализация бывает также связана с необходимостью обследования с диагностическими, особенно экспертными, целями. Однако всегда возможно ранее следует использовать режимы частичной госпитализации — домашние отпуска, перевод в полустационары (дневной и ночной), а также амбулаторное лечение в психоневрологическом диспансере.

Явления госпитализма у подростков развиваются быстрее, чем у взрослых. Госпитализация отрывает подростка от учебы, выбивает из привычного трудового ритма, и чем она продол­жительнее, тем сложнее последующая адаптация.

3. Реабилитационные мероприятия всегда должны быть нацелены на то, чтобы подросток, несмотря на заболевание, получил достаточное образование (желательно неполное среднее), а также профессиональную подготовку. Учебный процесс не сле­дует прерывать надолго, поэтому подростковые отделения, так же как и детские, должны иметь учебные классы. В них необ­ходимо обеспечить полное обучение по программам восьмилетней школы и занятия малыми группами и консультации для учащихся 9-х и 10-х классов и ПТУ со средним образованием.

Если обычное школьное обучение неосуществимо, необходимо использовать его облегченные формы: при астенических состоя­ниях — сокращенный учебный день, дополнительный свободный день в середине недели. В других случаях можно прибегнуть к переводу в вечернюю школу без необходимости совмещать учебу с работой или к индивидуальному обучению на дому. При конфликтных ситуациях может быть рекомендован перевод в другое учебное заведение. Если не представляется возможным продолжать профессиональную подготовку в ПТУ, можно попы­таться пойти по пути ученичества на предприятиях. Раннее тру­доустройство в некоторых случаях надо рассматривать как ле­чебное воздействие.

4. Максимальные усилия должны быть направлены на адап­тацию в семье. Для этого можно широко использовать семей­ную психотерапию. Направление подростка в специальный интер­нат следует применять как исключительную, хотя иногда и совер­шенно необходимую меру.

5. Подросток должен иметь постоянное общение со сверст­никами. Без этого его адаптация всегда будет неполной и нестой­кой. Однако этим общением необходимо руководить. Образованию в стационарах и полустационарах спонтанных подростковых групп, нередко с асоциальными лидерами во главе, необходимо противопоставлять организованные формы группового общения, учитывающие интересы и особенности межперсональных отноше­ний подростков. Этими формами могут служить групповые дискуссии о волнующих подростков событиях, спорте, просмотрен­ных кинофильмах, групповые занятия типа кружков, поездки малыми группами за город, в театры и кино и т. п. Нецелесо­образно подбирать в такие труппы больных только по особен­ностям психического состояния — это может затруднить контакт между ними. В подборе групп нужно по возможности учитывать симпатии и антипатии подростков, сходство интересов.

6. Реабилитационные мероприятия должны строиться с учетом типа акцентуации характера в преморбиде [Личко А. Е., 1982]. Для гипертимных подростков надо создавать условия для разно­образной активности, возможности лидировать среди товари­щей. При сенситивной акцентуации изначальная застенчивость мешает установлению контактов, даже формальных, здесь поэтому полезны специальные занятия в группах с использованием пове­денческой психотерапии, где происходит наглядное обучение, как надо вступать в контакт. Не препятствуя стремлению к гипер­компенсации, надо одновременно поощрять сенситивных подрост­ков в занятиях, которые им действительно по душе. При психастенической акцентуации в реабилитационную программу полезно включать те занятия спортом, которые не требуют большой ручной ловкости (например, бег, плавание, лыжи, велосипед), физический труд, групповые занятия с тренировкой непосредственных неречевых форм контактов (психогимнастика). При шизоидной акцентуации центр духовной жизни обычно составляют своеобразные увлечения — именно они могут быть использованы для вовлечения в труд и учебу. При наличии в преморбиде эпилептоидной акцентуации охотнее тянутся к умелому ручному мастерству и материальная заинтересованность оказывается мощным стимулом в труде. Для истероидных подростков важны те виды заня­тий в группе, где они могут продемонстрировать свои действи­тельные способности. Трудной, но необходимой является попытка коррекции завышенного уровня притязаний. Реабилитация при неустойчивом преморбиде должна строиться на строгом повсед­невном контроле за поведением. При конформной акцентуации следует учитывать, что наиболее сильное действие оказывает та среда, компания сверстников, в которой оказывается подросток.

В остальном особенности реабилитационных мероприятий определяются нозологической формой заболевания и его течением, а также психическим состоянием больного — эти особенности реабилитации в подростковом возрасте излагаются в соответ­ствующих главах второй части.

первый контакт – предыдущая | следующая – подростковые отделения

Подростковая психиатрия. Содержание.