Инсулиношоковое лечение. С появлением психотропных средств этот вид терапии стал, методом выбора в лечении прогредиентной шизофрении в старшем и среднем подростковом возрасте. У младших подростков всегда ограничивались субшоковой терапией.
Наибольшего эффекта можно ожидать при небольшой давности заболевания (не более года) прогредиентной шизофренией с картиной острого полиморфного или галлюцинаторно-параноидного синдромов. В этих случаях инсулиношоковое лечение лучше осуществлять до лечения антипсихотическими нейролептиками. Иногда значительного улучшения удается достичь и при простой форме, и при неврозоподобной вялотекущей шизофрении.
Противопоказаниями служат кататоно-гебефренический синдром при прогредиентной шизофрении и психопатоподобная форма вялотекущей шизофрении. В этих случаях не только не достигается эффекта, но нередко наступает ухудшение.
Методика лечения и противопоказания те же, что и у взрослых [Личко А. Е. , 1970].
Электрошоковое лечение. В возрасте до 16 лет электрошоки в нашей стране не применяются. У старших подростков этот метод лечения может быть использован в исключительных случаях. К электрошоку приходится прибегать по жизненным показаниям при гипертоксическом синдроме („delirium acutum”) в случаях острой шизофрении, а также при отсутствии эффекта от других способов лечения при кататоно-гебефреническом синдроме и при крайне тяжелых и очень мучительных (доводящих до суицидных мыслей) обсессиях при неврозоподобной шизофрении. Электрошок предлагается также как прием для преодоления резистентности к психотропным средствам при хроническом течении прогредиентной шизофрении.
Методика и противопоказания не отличаются от общеизвестных у взрослых. [Биологическая терапия…, 1975; Авруцкий Г. Я., Недува А. А., 1981].
Атропиношоковое лечение. В последние годы этот метод получил распространение. Методика его проведения у подростков 12—16 лет описана Р. А. Харитоновым, Е. Л. Шелкуновым и В. В. Пушковым (1977) как способ лечения «холинолитическими комами». Этот метод наиболее показан при хроническом, не поддающемся другим видам лечения, галлюцинаторно-параноидном синдроме в случае прогредиентной шизофрении, а также при упорном и резистентном к лечению другими средствами обсессивиом и ипохондрическом синдроме при неврозоподобной вялотекущей шизофрении. Данный вид терапии хорошо переносится подростками.
Противопоказаниями служат соматические заболевания (болезни сердца, легких, печени, почек, а также язвенная и гипертоническая болезнь).
Лечение по упомянутой методике Р. А. Харитонова состоит в следующем. Утром после премедикации (50 мг аминазина внутримышечно) вводится 50 мг скополамина и 200 мг атропина (в виде 5 % растворов внутримышечно). Меньшие дозы вызывают не кому, а тяжелый делирий с возбуждением и поэтому их применять крайне нежелательно. При указанных дозах кома наступает через 3—10 мин. Если кома не возникла, то в дальнейшем дозу скополамина можно удвоить, а дозу атропина даже утроить Для купирования комы через 3 ч трехкратно с паузой в 20—30 мин вводится по 30 мг салицилата эзерина (0,5 % раствор внутримышечно) , что всегда приводит больного в сознание. Курс течения составляет 10-30 ком. Серьезных осложнений не описано.
Писхотерапия
Повседневная психотерапевтическая работа и психотерапия как специальный метод лечения. Психотерапевтическая настроенность не должна покидать подросткового психиатра во время всех бесед с подростком и его осмотров, обходов и консультации и встреч с родственниками. Поэтому каждый подростковый психиатр должен обладать определенными навыками психотерапии — умением вступать в контакт, вызывать доверие располагать к себе, сохраняя при этом чувство дистанции и всегда избегая фамильярности, уметь заставлять слушать себя и быть восприимчивым к возражениям, а также проявлять адекватное сопереживание при эмоциональном отреагировании и уметь добиваться этого отреагирования, когда оно необходимо.
По специальным показаниям отдельные психотерапевтические приемы могут применяться как особые методы лечения. Практикующий эти методы врач должен пройти специальную подготовку для овладения каждым из этих методов под руководством более опытных коллег. Самостоятельное овладение специальными психотерапевтическими методами на основании только знакомства с научной литературой возможно, но требует большой настойчивости и упорства, и такой путь неизбежно сопряжен с рядом тягостных ошибок и болезненных неудач. Хорошее владение врачом психотерапевтическим методом является первым условием его эффективности.
Особенности психотерапии у подростков. Использование психотерапевтических методов у подростков имеет существенные отличия от такового и у взрослых, и у детей.
В отличие от ребенка, подросток обязательно сам должен принять решение лечиться. Он также имеет право по своему решению прервать психотерапевтическое лечение (психотерапевтические беседы с врачом, участие в групповой психотерапии). Здесь врач может лишь убеждать, но не принуждать.
В отношении подростка психотерапевт не может соблюдать позицию нейтрального лица, обычно принятую при психотерапии у взрослых. Подросток всегда требует сопереживания. Однако нельзя идти на поводу ни у самого подростка, ни, что чаще встречается, у его родителей. При надобности психотерапевт должен быть способен в какой-то степени в психологическом отношении «заменить» подростку родителей, не боясь этого и не страшась их ревности, и лишь постепенно по мере успеха психотерапии передавать приобретенную роль родителям. Наконец, психотерапию у подростков, как правило, следует не ограничивать каким-либо одним методом, а в зависимости от ситуации быстро и гибко переходить от одного метода к другому или сочетать их.
Необходимо постоянно учитывать психологические особенности подросткового возраста — реакцию эмансипации, группирования со сверстниками и др.
Реакция эмансипации легко переключается с родителей на врача, который может в глазах подростка предстать как ограничитель его свободы, контролер его поступков, навязывающий свои решения. Подросток с первого момента должен чувствовать, что врач видит в нем равноправного партнера, ищет черты взрослого, относится как к личности с правом на определенную самостоятельность. При выраженной реакции эмансипации надо избегать директивного тона.
Реакция группирования, особая значимость для подростка отношения к нему сверстников позволяют использовать прием опосредованной психотерапии. Для этого необходимо установить контакт с наиболее значимым для подростка приятелем и привлечь его в качестве союзника в процессе психотерапии. Те же самые слова из уст такого приятеля оказываются гораздо более действенными, чем услышанное от врача. Подобная договоренность не должна быть тайной для подростка, проходящего психотерапию, его приятель должен открыто выступать в качестве участника обсуждений и советчика.
Реакция увлечения прежде всего может послужить ключом для установления контакта. На этой же реакции базируется особый вид психотерапии — «хобби-терапия» [Скроцкий Ю. А., 1978]. При этом речь идет не только и даже не столько о совместных занятиях двух или более подростков каким-либо увлечением. Гораздо большее значение имеет откровенная беседа с психотерапевтом об этих увлечениях, раскрывающая интересы, планы, надежды, затруднения, мотивы, толкнувшие на увлечение.
Сексуальные проблемы самого подростка должны быть в основном предметом индивидуальной «разъясняющей» психотерапии.
психостимуляторы – предыдущая | следующая – виды психотерапии
Подростковая психиатрия. Содержание.