Психотерапия (продолжения)

Методы психотерапии. У подростков применяются по существу те же методы психотерапии, что и у взрослых. Техника их исполь­зования излагается в соответствующих руководствах и моно­графиях [Руководство по психотерапии…, 1979; Карвасарский Б.Д., 1980; Захаров А. И., 1982; Свядощ А. М„ 1982; Каба­нов М. М. и др., 1983].

Рациональная («рассудочная», «разъяснитель­ная») психотерапия является наиболее распространенным и адекватным для подросткового возраста методом. Она может быть директивной — путем убеждения по П. Дюбуа (цит по А. М. Свядощ, 1982) —с использованием авторитета врача.

Она может быть недирективной и состоять из совместных обсуж­дений трудностей и проблем, стоящих перед подростком и в поиске приемлемых решений. При рациональной психотерапии у подростков рекомендуется соблюдать следующие правила [baameh W., 1978]: строить беседу на фактах, а не опираться на эмоции, соблюдать большую дистанцию, чем со взрослыми, убедить подростка в своей полной беспристрастности, вести беседу быстро и напористо, так как важные решения в подростковом возрасте принимаются в более быстром темпе.

Рациональный метод можно признать высшей формой психо­терапии, так как он адресуется к сознанию подростка и рассчитан на активную перестройку отношений.

Суггестивные методы в подростковой психиатрии имеют ограниченное применение. Обычно они используются для снятия отдельных симптомов при истерическом неврозе. В борьбе с дурными привычками, даже при положительном отношении под­ростка к лечению, суггестивные методы гораздо менее эффективны, чем у детей.

Аутотренинг занимает промежуточное место между ауто­суггестией и рациональной психотерапией — при нем использу­ются элементы обоих методов. У подростков он показан при положительной установке к лечению этим методом.

Другие методы психотерапии в отношении подростков находятся в стадии разработки. К ним относится «хобби-терапия» [Скроцкий Ю. А., 1978], которая, как указывалось, включает обсуждение увлечений в индивидуальных беседах и завершается налаживанием контактов со сверстниками «по интересам». К невербальным методам психотерапии относятся групповые занятия психогимнастикой, ритмикой, пантомимой. Среди методов «пове­денческой» психотерапии применяются те, которые включают элементы психодрамы — разыгрывание сцен, во время которых подросток обучается адекватному поведению в разных ситуациях.

Основные психотерапевтические механизмы. В подростковом возрасте наибольшее значение имеют следующие четыре психо­терапевтических механизма.

1)   Механизм эмоционального отреагирования, раскрытия, «катарзиса» особенно важен. Возможность рассказать о том, что наболело и что до этого от всех скрывалось, и получить при этом необходимое сопереживание приносит весьма ощутимое, но как правило, кратковременное облегчение. Момент расслабления после эмоциональной реакции нельзя упускать, так как в это время подросток бывает особенно чуток к психотерапевтическим воз­действиям, исходящим от сопереживающего лица.

2)  Механизм эмоционального консонанса своей сутью имеет «эмоциональное заражение», распространение в группе подрост­ков единого эмоционального настроя. Положительные эмоции, полученные в силу такого консонанса, оказывают успокаивающее или активирующее, подымающее душевный тонус действие. Возможно, что одним из самых сильных эмоционально консонирующих факторов является хоровое пение. Тем же эффектом обладает совместное занятие ритмикой, гимнастикой. Тот же механизм, вероятно, срабатывает во время «заражающих» бесед, совместной деятельности. Однако этот же механизм может лежать в основе распространения в группах подростков отрицательных эмоций — тревоги, страха, уныния и т.п.

3)   Механизм неосознанной перестройки отношений использу­ется не только суггестивными методами, но и другими направлен­ными изменениями эмоционального фона, например при «хобби-терапии», отвлекающих воздействиях, а также при некоторых невербальных методах психотерапии.

4)   Механизм активной сознательной перестройки отношений осуществляется в основном путем рациональной психотерапии. Он лежит в основе «патогенетической психотерапии» по В. Н. Мясищеву (1960). Но этот механизм далеко не всегда удается ис­пользовать в связи с психологическим сопротивлением подростка. Однако если это удается, то результаты оказываются наиболее стойкими.

Проблема первого контакта и его укрепления. Первый контакт является важнейшим в психотерапии подростка. В большинстве случаев у подростков симпатии и антипатии возникают с первой встречи, а с ними доверие или настороженность, расположение или активное противодействие.

Невозможно начинать беседу с незначимых индифферентных тем или с разговора о хобби. Подросток, представший перед психиатром в связи с серьезными отклонениями в поведении или психическими нарушениями, не почувствует доверия к врачу, если тот начнет беседу с подобных тем, а заподозрит какой-то подвох или желание подольститься или сочтет разговор несерьезным. Чаще всего приходится придерживаться того тактического плана, который был изложен для опроса подростка в гл. VI. Однако, если иметь в виду не просто обычный опрос подростка психиатром, а последующий глубокий психотерапевтический контакт, особенно важно учитывать предполагаемый тип акцентуации характера под­ростка.

виды психотерапии – предыдущая | следующая – первый контакт

Подростковая психиатрия. Содержание.