Тренинговый метод оказывается полезным не только при обучении психотерапии врачей и психологов, но также и среднего медперсонала. Т. Becvarova (1979) [1] описала свою работу в ЧССР по психотерапевтической подготовке медсестер, имеющей целью превратить их в знающих помощников врачей и психологов, проводящих психотерапию. Автор исходит из того, что последние не имеют возможности находиться в столь длительном общении с пациентами, как средний медперсонал. Обучение проводят опытные психотерапевты в загородной местности, куда специально приезжают сестры два раза в год на недельные занятия на протяжении трех лет. В последующем, в течение 3 лет организуются ежегодно трехдневные встречи окончивших курсы, носящие характер смотров того, что ими достигнуто. Основой курсовых занятий служит вербальная терапия. Члены группы практикуются и в других методах групповой работы: в аутогенной тренировке, психодраме, элементах йоги, психогимнастике, трудотерапии, музыкотерапии, семейной терапии и арттерапии. Они учатся участвовать в руководстве коллективом больных, терапевтическим клубом. Автор указывает на целесообразность проведения занятий с сестрами с периодическим отрывом от работы в спокойной, изолированной от города среде, обеспечивающей лучшую концентрацию внимания на протяжении нескольких лет с одним и тем же составом. В группу для занятий следует включить сестер со строгим отбором из числа выразивших желание обучаться психотерапии. Рекомендуется отказаться от традиционных форм обучения — докладов сестер — и перейти к активному их участию в реализации в группе психотерапевтических приемов, «когда новые знания усваиваются благодаря собственным переживаниям». В Институте им. В. М. Бехтерева проведены клинико-социоло- гические исследования взаимоотношений медсестер с пациентами с целью оценки их подготовленности к психосоциальной работе [Бурковский Г. В., 1980], а также исследования взаимоотношений «врач—-сестра — больной» (методом семантического дифференциала), позволившие наметить пути оптимизации этих отношений.
Представляет интерес также работа М. Балинта (1964)—основоположника группового обучения психотерапии врачей общей практики (так называемые «балинтовские группы»), который отказался не только от персонального анализа, но и вообще от психоаналитических толковании в своих группах. Главное в их работе он видит в обсуждении конкретных больных, представленных врачом, чтобы понять их проблемы и отношения, складывающиеся между терапевтами и пациентами.
По мере роста квалификации врачей, возглавляющих кабинеты психотерапии в крупных общих поликлиниках наших городов, полезными были бы их занятия с врачами поликлиник по балинтовскому типу, но, конечно, с содержанием, отвечающим задачам советского здравоохранения. Удачно определили стратегию подготовки специалистов в области психотерапии и психокоррекции венгерские психотерапевты G. Hidas и J. Fu- redi (1979). Авторы пишут: «В силу того обстоятельства, что объектом психотерапии является человеческая психика, образование в этой области отличается от подготовки других медицинских специалистов. При обучении психотерапии важны не только эмпатия и усвоение различных технических приемов лечения, но прежде всего необходимо знание теории личности, динамики связей между терапевтом и пациентом, методологических принципов достижения желательных изменений в личности больного. Такое обучение следует проводить как посредством чтения лекций, так и путем участия обучающихся в семинарах типа групп Балинта с разбором конкретных случаев лечения, применением различных психотерапевтических приемов. . .». Важно, подчеркивают авторы, учить психотерапевтов тому, чтобы за конкретными приемами психотерапии не терялась ее основная стратегия, вытекающая из теоретических позиций патогенетической системы.
В настоящей книге мы попытались осветить вопросы применения психологических методов в сфере медицинской деятельности. Имеются основания надеяться, что книга внесет свой определенный вклад в область взаимопроникновения и взаимопонимания медицины и психологии. Дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований в области медицинской психологии будет способствовать повышению эффективности профилактической и лечебной работы. То, что изложено в книге, является лишь небольшой частью широких задач медицинской психологии. Успешному решению этих задач должно способствовать принятое Академией наук СССР постановление о дальнейшей разработке научных основ психологической службы в нашей стране.
[1] Becvarava Т. Ausbildung von Krankenschwestern in der Psychothera- pie.—? В кн.: 3-й Междунар. симпозиум социалистических стран по психотерапии 17—19 X 1979 г. Л., 1979, с. 59—60.
треннинговые группы– предыдущая
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание