У больных соматическими и нервно-органическими расстройствами задачи психологической коррекции связаны прежде всего с изменением патологической реакции личности на заболевание, которая различными эмоциогенными расстройствами усугубляет тяжесть основного страдания и затрудняет восстановление нарушенного в результате болезни социального функционирования личности — изменение социального статуса, смена ролей, снижение или ограничение работоспособности, сужение контактов и пр. [Демиденко Т. Д. с соавт., 1975; Губачев О. М. с соавт., 1981]. Если в происхождении определенного заболевания роль психологического фактора более существенна и имеют место невротические наслоения, то тогда психологическая коррекция носит более глубокий характер и направлена не только на изменение отношения к болезни, но и на коррекцию более глубоких отношений личности. Для работы с указанным контингентом больных наиболее адекватны различные социотера- певтические методы, социально-психологический тренинг, методы, направленные на создание определенной жизненной перспективы, повышение уверенности в себе. Большое значение для последующей адаптации имеют создание терапевтической среды и семейная психотерапия. Задачами психопрофилактической работы являются повышение адаптивных возможностей личности, обеспечение ее устойчивости к различного рода неблагоприятным воздействиям, стабилизация существующих адаптивных отношений и формирование новых необходимых отношений и форм поведения. В работах В. К- Мягер и сотр. в качестве важных проблем называются определение границ нормы и болезни и выявление групп и лиц с повышенной угрозой возникновения заболевания. В качестве факторов риска выделяются личностный, межличностный и ситуационный. В психокоррекционных воздействиях с целью психопрофилактики, как правило, нуждаются так называемые уязвимые контингента. В качестве уязвимых контингентов могут рассматриваться: во-первых, лица с определенными личностными особенностями (высокой степенью тревожности, нейротизма, эгоцентричное, лица с низкой самооценкой); во-вторых, лица, находящиеся в определенной возрастной фазе, которая предъявляет к человеку иные требования, чем существовавшие до сих пор, где требуется иная адаптация (подростковый период, начало и окончание трудовой деятельности, вступление в брак и т. д.); в-третьих, это лица, находящиеся в кризисной ситуации личного плана; в-четвертых, лица проживающие или работающие в экстремальных условиях (трудные климатические условия, замкнутость в пространстве, ограниченность в контактах, сенсорная депривация и пр.). В работе с подобными континген- тами психокоррекционная работа приобретает особо важное значение, она направлена па стабилизацию отношений личности, на выработку новых, более соответствующих в данной ситуации отношений, на развитие адекватных реакций и форм поведения, на снятие напряжения и преодоление тревоги. Решаться эти задачи могут практически с помощью всех известных методов психологической коррекции. Чаще всего в этих целях используются аутогенная тренировка, тренинговые методы, групповая дискуссия и другие формы групповой работы, семейная психотерапия.
В настоящее время все более возрастает роль психолога при проведении психокоррекционной работы. Психологи, работающие в медицинских учреждениях, занимаются не только психологической диагностикой, но все более включаются в психокоррекционную работу с пациентами. Освоение медицинским психологом этой новой роли является оправданным, так как основной задачей психологической коррекции является восстановление нарушенных отношений личности, которые, будучи сами по себе психологическим феноменом, подвергаются изменениям посредством использования влияний психологического и социально-психологического порядка. Психолог может принимать участие практически во всех видах психокоррекцион- ной работы: индивидуальной, групповой, семейной, социотера- пии. Однако степень его самостоятельного участия определяется не столько конкретными методами психологической коррекции, сколько тем контингентом, с которым проводится психокоррек- ционная работа. Если речь идет о психогигиенической и психопрофилактической работе, то, вероятно, хороню подготовленный клинический психолог может проводить эту работу самостоятельно. Если же речь идет о клинических коптингентах, то в таком случае наиболее адекватной является совместная работа врача и психолога или так называемый бригадный метод, когда в работе с пациентом принимают участие несколько специалистов: врач, психолог, медицинская сестра и другие (например, социолог, терапевт по занятости и т. д.), где каждый привносит в проводимую работу соответствующий его подготовке вклад: врач — клинический, психолог — психологический и социально-психологический. Но и в рамках клиники есть психокоррекционные методы, которые могут быть полностью отнесены к компетенции психолога: это, прежде всего, социотерапевтические методы, коммуникативная, поведенческая и тренинговая терапия, многочисленные вспомогательные, в частности невербальные, приемы. Разумеется, что и при проведении этих методов психолог должен работать в тесном контакте с врачом. Участие психолога в проведении психокоррек- ционной работы расширяет диапазон его возможностей и в плане диагностики. В процессе общения с пациентом, в процессе групповой деятельности психолог наблюдает за пациентом в самых разнообразных ситуациях и получает чрезвычайно существенную информацию о специфических и повторяющихся формах поведения пациента, об особенностях его взаимоотношений с окружающими, о его установках, отношениях, мотивации, ценностных ориентациях, которая не всегда может быть получена при экспериментально-психологических исследованиях. Этот материал может иметь существенное значение не только для личностной диагностики, но и для диагностики клинической. Обсуждение с пациентом результатов исследования интеллекта, памяти, внимания, мышления также может быть использовано в психокоррекционных целях. Такая информация (особенно для неуверенных в себе пациентов) может положительно влиять на самооценку, на правильную оценку характера и последствий своего заболевания, что способствует формированию адекватного отношения к болезни и лечению, вселяет уверенность и создает лечебную перспективу.
социотерапевтические методы – предыдущая | следующая – теория выбора супруга
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание