Яндекс.Метрика

Предисловие (психология юноше­ского возраста)

Психология юношеского возраста — один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Юность — период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хроно­логические границы, отделяющие юность от подросткового воз­раста и от взрослости, весьма подвижны и определяются уче­ными по-разному. В этой книге речь пойдет в основном о 14—18-летних людях, главным образом старшеклассниках, ко­торых в психолого-педагогической литературе называют то юно­шами, то подростками. Однако нам придется затрагивать также некоторые проблемы более ранних и более поздних этапов раз­вития. Юношеский возраст не только завершает период подготовки к взрослой жизни (новая Конституция СССР значительно расширила политические права 18-летних), но и сам по себе исклю­чительно богат и многогранен. В данном учебном пособии про­слеживаются в первую очередь закономерности формирования личности, которая является высшим синтезом психических про­цессов. Это предполагает также освещение некоторых опреде­ляющих общественное положение и сферу деятельности юношей и девушек социальных процессов, понимание которых необхо­димо будущему учителю. В основу пособия положено обобщение новейших научных данных советской и зарубежной возрастной психологии, а также социологических и педагогических исследований юношества, включая собственные работы автора. Преимущественное внима­ние при этом уделяется тем вопросам, которые меньше или со­всем не освещены в других предметах пенхолого-педагогического цикла и в которых студенту трудно ориентироваться са­мостоятельно. Книга рассчитана на читателя, знакомого с системой поня­тий общей и возрастной психологии в объеме учебника «Общая психология» (2-е изд. М., 1977) и учебного пособия «Возраст­ная и педагогическая психология» (М., 1973) под редакцией проф. А. В. Петровского. Все незнакомые научные попятия и термины объясняются в тексте учебного пособия по мере их введения. Чтобы организовать самостоятельную работу студен­тов, в конце книги по каждой главе даны темы для подготовки к семинарским занятиям и темы для рефератов, а также реко­мендательные списки литературы. Разумеется, преподаватель, читающий спецкурс, может варьировать и изменять их по свое­му усмотрению. Поскольку психология юношеского возраста находится сей­час в стадии становления и многое в ней является спорным, автор счел необходимым специально остановиться на се теорети­ко-методологических проблемах. Естественно, что этот раздел книги (§ 2 и 3 главы I) наиболее сложен для восприятия. Одна­ко он очень важен для понимания дальнейших перспектив этой области знания и возрастной психологии в целом. К нему по­лезно вернуться еще раз в качестве обобщающего повторения, после того как студенты уже освоят основной материал. Опыт создания систематического курса психологии юноше­ского возраста предпринимается в нашей стране впервые с нача­ла 1930-х годов. Автор и издательство хорошо сознают, что это только начало большой работы, и будут признательны за со­веты и критические замечания, способствующие улучшению книги.

Глава I

Юность как предмет научного исследования

I. 1. Юность и юношество в исторической перспективе

Что такое юность? Каковы содержание и длительность юно­сти как стадии жизненного пути? В каком возрасте человек превращается из ребенка в юношу, а из юноши во взрослого? Каковы движущие силы и внутренние этапы этого перехода? Ответы на эти вопросы никогда не были однозначными, и са­ми термины, в которых мы описываем возрастные сдвиги, до­вольно неопределенны. «Переходный возраст» как стадия пере­хода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание, поэтому его часто называют пубертатным периодом. Но физическая зрелость, способность к деторождению еще не делают человека взрослым. У животных, включая и антропоидов, конечная цель индиви­дуального развития — продолжение рода. Хотя в течение жиз­ни животное выполняет множество разных более или менее важ­ных функций, главная из них — функция воспроизведения себе подобных. Все остальные функции представляют лишь сред­ства или условия, обеспечивающие выполнение основной функции.

следующая – возрастная периодизация

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым