Клиническую психологию мы понимаем как апликацию психологии в клинических проблемах во всей их ширине и глубине; следовательно, клиническая психология является теоретической и практической апликацией психологических сведений и методов в области клинической медицины. Клиническая медицина, а с ней, следовательно, и клиническая психология, в заботе о здоровье человека ставит перед собой задачи: а) теоретическо-научные, б) диагностические, в) терапевтические, г) профилактические, д) экспертизные, е) медицинско-воспитательные.
Психолог (по Добиашу, 1973), во-первых, предоставляет врачу формацию об основных и важнейших чертах личности больного, во-вторых, измеряет и оценивает некоторые психические функции, состояние которых очень важно для понимания не только психических, но и соматических процессов. Результаты исследования можно выразить количественно-математически, особенно там, где они информируют о состоянии отдельных психических функций, таких как память и интеллект. Далее клинический психолог может способствовать выяснению патогенеза психосоматических заболеваний, созданию лечебных режимов, психотерапии, реабилитации и медицинскому воспитанию. Как правило, в этих направлениях он работает как член медицинского коллектива.
Если медицинскую врачебную психологию понимать как психологию в медицине, во врачебном деле, и если медицину понимать во всей ее широте, то можно в сущности идентифицировать врачебную, медицинскую психологию (психологию в медицине) с клинической психологией.
Совершенно другое дело, если речь идет о психологии врача, которую некоторые авторы, как мы видели, необоснованно отождествляют с психологией в медицине. Однако психология врача относится к такой же категории исследования, как например, психология летчика, руководящего работника, учителя и т. под. Она касается изучения личности врача (а также и его свойств) в связи с его профессией.
Но наша книга не может охватить всю область психологии в медицине. Она ограничивается важнейшими областями, которые находятся в центре внимания практического и теоретического интереса врачей, психологов и медицинского персонала.
Для психологического взгляда на больного и на болезнь стимулирующими являются наблюдения и более широкие обобщения из художественных поизведений. Приведем лишь некоторых авторов: Мольер, Шекспир, Золя, Достоевский, Чехов, Л. Н. Толстой, Мунте, Кронин, Книттель, Н. А. Островский, Полевой, Т. Манн, Гашек, братья Чапек, Ион, Гора, Ярослав Гавличек, Бранальд, Фукс, Дуб.
Причины отставания в развитии психологии здравоохранения
Основную причину того, что психология в здравоохранении стала пользоваться общим вниманием только во второй половине нашего века, необходимо видеть в первую очередь в принципиальных изменениях медицинского мышления.
Еще в первой четверти нашего века врач лечил болезнь (нозоцентрическая направленность), а не больного. Больной был носителем болезни, которая должна была быть преодолена. Врач назначал лечение, а больной должен был без сопротивления проглотить лекарство или без вопросов перенести уколы. И только во второй четверти нашего века этот взгляд был заменен антропоцентрической направленностью – ориентацией на больного, на его личность, на его судьбу и целую историю.
Кортиковисцеральная медицина и психосоматическая медицина сосредоточили огромный материал (см. об этом также главу о психотерапии), свидетельствующий о глубоких взаимосвязях между тяжелыми жизненными конфликтами и ситуациями, сопровождающимися эмоциями страха, болями и психическим напряжением: между стрессом и фрустрацией (нагрузкой и неуспехом) и между хронической гипертонией, коронарными заболеваниями, желудочно-кишечными язвами, колитом, астмой, диабетом, дерматозами и, конечно, неврозами.
И в настоящее время мы являемся свидетелями внимания к другому фактору, каким является социальная, интерперсональная обусловленность жалоб пациента. Речь идет о социоцентрической направленности.
Для этой направленности является характерным, что на передний план выходит социальная психиатрия, в психотерапии коллективная психотерапия, терапевтическое сообщество и т. д. И теоретически мы понимаем то, что Мясищев обращает внимание на личность больного в общественных отношениях, и что Салливен определяет личность как систему интерперсональных отношений, а психиатрию как науку об интерперсональных отношениях. Психиатр в этом смысле становится скорее социальным психологом.
Кроме этих теоретических доводов во многих случаях это были и сословные предрассудки по отношению к психологам (опасения внедрения психологов в медицину), опасения идеализации и психологизации медицины.
Гарди говорит о «психологической скотоме» медицинских работников, которые не принимают во внимание психическую жизнь больного и в своих рассуждениях останавливаются на уровне вегетативной нервной системы. Он приводит некоторые причины предубеждения медицинских работников против психологии:
- Традиционное преобладание физических, химических, патологоанатомических знаний, которые они считают решающими.
- Существенным они считают лишь то, что можно надежно зарегистрировать органами чувств: идеальным образцом, например, является рентгеновский снимок кости.
- Видимые физические признаки всегда скорее вели людей к тому, чтобы они обратились к врачу.
- Эти тенденции особенно поощряются в век технического прогресса.
- Понятие «болезнь» у врача скорее совпадает с представлением органических данных, а не с нарушением функции.
- В подготовке врачей и медицинских сестер психологическое и психиатрическое образование не находится на должной высоте, что в большей или меньшей степени относится и к дальнейшему повышению квалификации в процессе работы.
- Могут иметь влияние также и более глубокие черты личности медицинского работника, психическое потрясение, состояние тревоги и невротизации. Невротизированный врач не всегда будет склонен лучше понимать невротизированного больного. Иногда даже, если он компенсирует и справляется со своими затруднениями, он ожидает того же и от больного и иногда выражает это, не скрывая: «у меня то же самое, но я не обращаю на это внимания». Здесь действует механизм психической проекции.