Введение

Клиническую психологию мы понимаем как апликацию пси­хологии в клинических проблемах во всей их ширине и глубине; следо­вательно, клиническая психология является теоретической и практиче­ской апликацией психологических сведений и методов в области клини­ческой медицины. Клиническая медицина, а с ней, следовательно, и кли­ническая психология, в заботе о здоровье человека ставит перед собой задачи: а) теоретическо-научные, б) диагностические, в) терапевтиче­ские, г) профилактические, д) экспертизные, е) медицинско-воспитательные.

Психолог (по Добиашу, 1973), во-первых, предоставляет врачу формацию об основных и важнейших чертах личности больного, во-вторых, измеряет и оценивает некоторые психические функции, состояние которых очень важно для понимания не только психических, но и соматических процессов. Результаты исследования можно выразить количественно-математически, особенно там, где они информируют о состоянии отдельных психических функций, таких как память и интеллект. Далее клинический психолог может способствовать выяснению патогенеза психосоматических заболеваний, созданию лечебных режимов, психотерапии, реабилитации и медицинскому воспитанию. Как правило, в этих направлениях он работает как член медицинского коллектива.

Если медицинскую врачебную психологию понимать как психоло­гию в медицине, во врачебном деле, и если медицину понимать во всей ее широте, то можно в сущности идентифицировать врачебную, медицинскую психологию (психологию в медицине) с клини­ческой психологией.

Совершенно другое дело, если речь идет о психологии врача, ко­торую некоторые авторы, как мы видели, необоснованно отождествля­ют с психологией в медицине. Однако психология врача относится к та­кой же категории исследования, как например, психология летчика, ру­ководящего работника, учителя и т. под. Она касается изучения лично­сти врача (а также и его свойств) в связи с его профессией.

Но наша книга не может охватить всю область психологии в меди­цине. Она ограничивается важнейшими областями, которые находятся в центре внимания практического и теоретического интереса врачей, психологов и медицинского персонала.

Для психологического взгляда на больного и на болезнь стимулиру­ющими являются наблюдения и более широкие обобщения из художест­венных поизведений. Приведем лишь некоторых авторов: Мольер, Шек­спир, Золя, Достоевский, Чехов, Л. Н. Толстой, Мунте, Кронин, Книттель, Н. А. Островский, Полевой, Т. Манн, Гашек, братья Чапек, Ион, Гора, Ярослав Гавличек, Бранальд, Фукс, Дуб.

Причины отставания в развитии психологии здравоохранения

Основную причину того, что психология в здравоохранении стала поль­зоваться общим вниманием только во второй половине нашего века, не­обходимо видеть в первую очередь в принципиальных изменениях медицинского мышления.

Еще в первой четверти нашего века врач лечил болезнь (нозоцентрическая направленность), а не больного. Больной был носителем бо­лезни, которая должна была быть преодолена. Врач назначал лечение, а больной должен был без сопротивления проглотить лекарство или без вопросов перенести уколы. И только во второй четверти нашего века этот взгляд был заменен антропоцентрической направленностью – ориентацией на больного, на его личность, на его судьбу и целую исто­рию.

Кортиковисцеральная медицина и психосоматическая медицина сосредоточили огромный материал (см. об этом также главу о психоте­рапии), свидетельствующий о глубоких взаимосвязях между тяжелыми жизненными конфликтами и ситуациями, сопровождающимися эмоци­ями страха, болями и психическим напряжением: между стрессом и фру­страцией (нагрузкой и неуспехом) и между хронической гипертонией, ко­ронарными заболеваниями, желудочно-кишечными язвами, колитом, астмой, диабетом, дерматозами и, конечно, неврозами.

И в настоящее время мы являемся свидетелями внимания к другому фактору, каким является социальная, интерперсональная обусловлен­ность жалоб пациента. Речь идет о социоцентрической направленно­сти.

Для этой направленности является характерным, что на передний план выходит социальная психиатрия, в психотерапии коллективная психотерапия, терапевтическое сообщество и т. д. И теоретически мы понимаем то, что Мясищев обращает внимание на личность больного в общественных отношениях, и что Салливен определяет личность как систему интерперсональных отношений, а психиатрию как науку об интерперсональных отношениях. Психиатр в этом смысле становится ско­рее социальным психологом.

Кроме этих теоретических доводов во многих случаях это были и сословные предрассудки по отношению к психологам (опасения вне­дрения психологов в медицину), опасения идеализации и психологиза­ции медицины.

Гарди говорит о «психологической скотоме» медицинских работни­ков, которые не принимают во внимание психическую жизнь больного и в своих рассуждениях останавливаются на уровне вегетативной нерв­ной системы. Он приводит некоторые причины предубеждения меди­цинских работников против психологии:

  1. Традиционное преобладание физических, химических, патологоанатомических знаний, которые они считают решающими.
  2. Существенным они считают лишь то, что можно надежно зареги­стрировать органами чувств: идеальным образцом, например, является рентгеновский снимок кости.
  3. Видимые физические признаки всегда скорее вели людей к тому, чтобы они обратились к врачу.
  4. Эти тенденции особенно поощряются в век технического прогресса.
  5. Понятие «болезнь» у врача скорее совпадает с представлением органических данных, а не с нарушением функции.
  6. В подготовке врачей и медицинских сестер психологическое и психиатрическое образование не находится на должной высоте, что в большей или меньшей степени относится и к дальнейшему повышению квалификации в процессе работы.
  7. Могут иметь влияние также и более глубокие черты личности медицинского работника, психическое потрясение, состояние тревоги и невротизации. Невротизированный врач не всегда будет склонен лучше понимать невротизированного больного. Иногда даже, если он компен­сирует и справляется со своими затруднениями, он ожидает того же и от больного и иногда выражает это, не скрывая: «у меня то же самое, но я не обращаю на это внимания». Здесь действует механизм психической проекции.