Психологическая коррекция, так же как и психотерапия, осуществляется преимущественно в трех основных формах: индивидуальной, групповой и семейной. В нашей стране методы психотерапии и психокоррекции наиболее полно и широко разработаны В. Н. Мясищевым, Р. А. Зачепицким, Е. К- Яковлевой, Б. Д. Карвасарским, В. Е. Рожновым, И. 3. Вельвов- ским, А. Т. Филатовым, С. С. Либихом, М. Э. Телешевской, Н. Д. Лакосиной, М. Е. Бурно и др. Классификация этих методов представляет значительные трудности. Наиболее приемлемым можно считать выделение J. Alexandrowicz (1979) следующих четырех их основных категорий.
- имеющих характер техник (дискуссия, психодрама, психогимнастика, гипноз, музыкотерапия, аутогенная тренировка, релаксация и т. п.);
- определяющих условия, в которых реализуются психотерапевтические цели: семейная психотерапия, амбулаторная психотерапия, терапевтическое сообщество и др. (по автору, эти термины означают не какие-либо специфические приемы воздействия, а специфические условия, в которых происходит психотерапевтический процесс);
- представляющих разновидности инструментов воздействия на пациента. Инструментом могут быть психотерапевт (ин дивидуальная психотерапия) или психотерапевтическая группа (групповая психотерапия);
- являющихся методами, которые автор называет «психотерапевтическими интервенциями (вмешательствами), такими как интерпретация или кларификация, убеждение или разъяснение, директивное или недирективное поведение психотерапевта.
Конкретные цели, формы, методические приемы и содержание психокоррекционной работы определяются еще и тем, какова роль психологического фактора в происхождении тех или иных расстройств, того или иного заболевания. В зависимости от этого методы психологической коррекции могут выступать в ходе лечебно-восстановительной деятельности в качестве основных или вспомогательных. Лучше всего рассмотреть методы психотерапии и психокоррекции на модели невроза, в происхождении которого психологический фактор и прежде всего особенности личности играют ведущую роль.
Формирование личности человека, индивидуальной системы отношений происходит в процессе взаимодействия между людьми, их общения в той или иной группе (семья, учебный или производственный коллектив, группа сверстников) и в обществе в целом путем последовательного усвоения характерных для этой группы целей, норм, ценностей, образцов и стереотипов поведения. В связи с этим логически обоснованным является использование группы с целью коррекции неадекватных отношений, установок, реакций и форм поведения. Как указывают Б. Д. Карвасарский и В. А. Мурзенко (1977), психотерапевтический потенциал групповых методов не ограничивается возможностью использования воздействия группы на отдельного ее участника. Если бы психотерапевтическое воздействие группы ограничивалось лишь этим феноменом, то групповые методы не имели бы никаких дополнительных механизмов коррекции по сравнению с индивидуальной психотерапией: в одном случае инструментом воздействия выступает психотерапевт, в другом — группа, и это было бы единственное различие. Групповая психотерапия представляет иной аспект воздействия на внутриличностные структуры. В психотерапевтической группе каждый пациент моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него стереотипы поведения, реализует характерные отношения и установки. Здесь он получает возможность «посмотреть на себя со стороны», понять непродуктивный характер своего поведения и общения и в психотерапевтической обстановке прийти к изменению нарушенных отношений, приобретая навыки полноценного общения, отказываясь от невротических защитных механизмов, осваивая иные, более адекватные формы эмоционального реагирования и поведения. Таким образом, групповой психотерапевтический процесс охватывает не только индивидуальную проблематику пациента в ее непосредственном выражении, но и преломление индивидуальных проблем в реальных отношениях, складывающихся в группе (с другими членами группы, с группой как целым, с психотерапевтом). Специфичность групповой психотерапии заключается в осознанном и целенаправленном использовании всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы (включая психотерапевта), т. е. происходит целенаправленное использование групповой динамики в лечебных целях.
А. В. Петровским и его сотрудниками (1975) разрабатывается стратометрическая концепция групповой активности, преодолевающая односторонность зарубежных теорий групповой динамики, в рамках которых малая группа рассматривается лишь как совокупность интеракциопистских и коммуникативных актов без учета содержательной стороны деятельности группы. Концепция А. В. Петровского предполагает наличие нескольких слоев групповой активности, которые соотносятся с различными уровнями развития группы. Традиционно описываемые в западной литературе параметры групповой активности, по мнению автора, относятся лишь к самому низкому уровню развития группы — к диффузной группе. Развитая группа, коллектив характеризуется иными параметрами, такими как: преобладание актов коллективистического самоопределения, цеппостно-ориеп- тационное единство, степень референтности данной группы для ее членов, эталонность коллектива и др. Использование страто- метрической концепции как методологической основы позволяет глубже понять специфику групповой динамики и открывает новые перспективы повышения эффективности групповых методов психотерапии и психокоррекции путем целенаправленного воздействия на процессы формирования и развития психотерапевтической группы.
психическая закалка – предыдущая | следующая – групповая динамика
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание