А. Гартли был предшественником. Но если не принимать во внимание волны идеалистической психологии с конца XVIII – начала XIX века, реализацию естественно-научного понимания можно видеть у Гербарта (1776-1841), оказавшего наибольшее влияние на чешскую психологию, и особенно в спихофизике Вебера и Фехнера.
Гербарт дал стимул для введения материалистических методов измерения психических явлений, а тем самым и стимул для развития экспериментальной психологии. Одновременно он был инициатором большого этапа первых шагов психофизиологии, особенно психофизиологии органов чувств, в развитии которой далее участвовали Гельмгольц, Геринг и особенно – своей психофизикой – уже названные Вебер и Фехнер. Математически сформулированный закон Вебера, а затем и продуманный закон Фехнера о взаимосвязи между интенсивностью восприятия и интенсивностью раздражителя долгое время и по праву считался одним из наиболее крупных и главных открытий психологии, но неправильно его рассматривали как закон, распространяющийся на все психические явления, а не только на область восприятия (см. об этом более подробно в главе о восприятии).
Психофизиология и психофизика дали импульс для создания первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельма Вундта в Лейпциге в 1879 году, признанной университетом лишь в 1886 году. Вундт заложил основы систематического экспериментального изучения психологии и сравнительной психологии. Во Франции, где психологии уделяли внимание в экспериментальном отношении, главным образом, психиатры, выделялись Шарко, Рибо (основавший первую психологическую лабораторию в «Коллеж де Франс»), Жане (в больнице Салпетрие) и Дюма (в закрытом институте св. Анны).
Русская психология также имела свою традицию. Ученик Гельмгольца Сеченов стал одним из первых основателей научной психофизиологии, особенно благодаря своему труду «Рефлексы головного мозга», оказавшим непосредственное влияние на развитие научных идей И. П. Павлова. Для нас имеет большое значение тот факт, что наш соотечественник Иржи Прохазка своей книгой “De functionibus systematis nervosi” (1784, в 1957 г. вышла на русском языке под названием «Трактат о функциях нервной системы») по всей вероятности, оказал посредством Сеченова влияние на Павлова, положив основы науки о рефлекторной теории.
В Казанском университете первую русскую психологическую лабораторию основал В. М. Бехтерев (1885), известный автор коллективной рефлексологии. Затем быстро друг за другом создавались другие психологические лаборатории, среди которых особое значение имела лаборатория Челпанова в Москве. Большое значение имели также К. Д. Ушинский, Н. Н. Ланге и А. Ф. Лазурский.
Фаза психофизики, психофизиологии (в общем естественно-научно ориентированная психология) привела со стороны идеалистических психологов и философов к критике метериалистических последствий. Понятие «душа» стало, с одной стороны, предметом защиты, а с другой – предметом критики. Было просто необходимостью развития появление стремления избежать «какого бы то ни было философствования в психологии», а понятие «душа» просто обойти, не обращая на него внимания с тем, что психология будет заниматься только психическими проявлениями.
Типичным направлением стал именно психофизический параллелизм, который в своей наиболее чистой позитивистической форме (у нас представляемый Фр. Крейчи) отрицал философствование и опирался отчасти на психофизику, отчасти на ассоционистов.
Он хотел стать «психологией без души» (упрек Бабака нашему Крейчи) совершенно целеустремленно и сознательно.
Аналогичное стремление стать психологией без души имел и американский бихевиоризм (психология поведения), представителями которого являются Уотсон и Торндайнк, а ранее – Дьюи. Он хотел ограничиться лишь взаимоотношением S-R / stimulus-response, стимул – реакция) и отрицал необходимость заниматься промежуточным звеном S- R, т. е. психическими процессами, объясняя это тем, что данные процессы недоступны объективному изучению, а только субъективному переживанию. Из психологии поведения вышли и некоторые современные теории обучения.
Но постепенно против естественнонаучной психологии и против «психологии без души», имевшей форму или параллелизма, или бихевиоризма, возникало постоянно растущее сопротивление. Оно шло со стороны медицинской психологии, биологически и «глубинно» ориентированной, а также со стороны «духовно-научно» ориентированных психологов (феноменология Гуссерля, персоналистика Штерна и особенно духовно-научная психология Дилтея, а также представители гештальт- психологии).
В этой реакции на естественнонаучную психологию можно видеть дальнейшую историческую фазу развития психологии.
Современная фаза развития характеризуется, с одной стороны, значительным вкладом Павлова, а с другой – влиянием современных теорий обучения, теории информации и кибернетики. Не случайно современные теории обучения проявляли интерес к учению Павлова и кибернетика с самого начала создает модель обучающего мозга.
Что касается влияния психологического учения Павлова о физиологии высшей нервной деятельности, то в начале имелась опасность, что психология будет редуцирована на физиологию и даже ликвидирована как наука слишком радикальными сторонниками учения Павлова, которое, как таковое, не было тождественным психологии. Не было уже и потому, что содержание индивидуального и коллективного сознания обусловливается не физиологическим субстратом, а гораздо более сложной индивидуальной и общественной историей. Следовательно, в историческом развитии психологии мы рассмотрели следующие этапы:
I. Психология как часть философской спекуляции.
II. Апликация естественных наук (особенно физики и химии) на психологию: психофизиология и психофизика.
III. Переходные направления, стремящиеся избежать как философских последствий, так и проблем субъективнизма: психофизический параллелизм, бихевиоризм.
IV. Реакция на естественнонаучную психологию и психологию «без души»: глубинная психология, гештальтпсихология, духовно-научная психология.
V. Современная психология, определяемая, с одной стороны, физиологией, с другой – теориями обучения, теориями информации и кибернетикой.