ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Некоторые трудности дети с аутизмом испытывают в процессе осмысления информации, получаемой на уроке. Фрагментарность восприятия, недоразвитие вербального мышления, склонность к символизму в процессе усвоения учебного материала затрудняет переработку информации, получаемой ребенком с аутизмом на уроке. Психолог должен обратить внимание учителя на то, что знания и навыки должны преподноситься ребенку с аутизмом в правильно организованном виде. Он предполагает, прежде всего, адекватно подобранный учителем наглядный материал, емкую и полную, но не перегруженную подробностями словесную формулировку материала. Рекомендуется обучить ребенка воспринимать учебную информацию в целом, а затем прорабатывать и детализировать ее составляющие.

Таким образом, психологическое сопровождение аутичного ребенка в массовой школе должно осуществляться не только в форме отслеживания, но и посредством реализации специальных психокоррекционных процедур. Важной задачей психологического сопровождения аутичного ребенка в школе является организация социальной среды, окружающей его. Ее успешное решение возможно лишь в том случае, когда психологическое сопровождение включает в себя следующие компоненты:

1) систематический контакт психолога с учителями и другими специалистами, занимающимися с ребенком;

2) систематическую работу с семьей ребенка и координацию ее взаимодействия со специалистами;

3) систематическую работу с одноклассниками ребенка, направленную на адаптацию их к проблемам и особенностям аутичного ребенка, формирование толерантности к своему социальному окружению.

 

Глава 10

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

 

Важным звеном в системе психологической помощи детям и подросткам с ранним детским аутизмом является психологическая поддержка, которая осуществляется в двух основных направлениях:

• психологическая поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии;

• психологическая поддержка самих детей и подростков.

Мы рассматриваем психологическую поддержку родителей как систему мер, принимаемых в следующих целях:

1) снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

2) поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;

3) формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;

4) сохранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Семья — это первый источник социализации ребенка, наиболее сильный психический фактор, воздействующий на ребенка и фактически определяющий его дальнейшую жизнь. Как справедливо отмечают многие клиницисты и психологи, рождение больного ребенка является своеобразным испытанием для семьи, а процесс воспитания и уход за ребенком-инвалидом погружает родителей в пролонгированный стресс. Не только тяжесть дефекта у ребенка, но и определенные стереотипы, имеющие место в нашем обществе относительно лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями, выступают в качестве причин стрессовых состояний родителей.

В течение многих десятилетий проблема детской инвалидности решалась в нашей стране упрощенно, по сути ограничиваясь строительством специализированных интернатов для детей с нарушениями в развитии, в которых за высокими заборами осуществлялось воспитание и обучение малышей, отличавшихся от своих здоровых сверстников. Средства массовой информации игнорировали проблемы особого ребенка, в редких рассказах о проблемах воспитанников психоневрологических учреждений иногда можно было услышать такие слова, как «дебил», «идиот». Долгие годы в истории нашей медицины любой врач, фельдшер или даже медсестра и нянечка с легкостью могли сказать матери в родильном отделении: «Откажитесь, ваш ребенок обречен». К сожалению, и сегодня дети с нарушениями в развитии нередко воспринимаются как социально опасные для здоровых детей: окружающие зачастую воспринимают такого ребенка как источник катастрофы, наказания для семьи. Кроме отгороженности от ребенка-инвалида, у отдельных лиц может проявляться неприязнь, презрение ко всей семье в целом. Например, мы опросили 100 родителей детей начальной школы, задав имвопрос: «Как бы вы отнеслись к тому, что в классе, где учится ваш ребенок, занимался бы ребенок с нарушениями в психическом развитии?» 62% родителей учеников массовой школы оказались категорически против пребывания в классе ребенка с нарушениями в психическом развитии, 24% ответили, что им все равно, и только 14% положительно реагировали бы в подобном случае. Подавляющее большинство родителей мотивировало свой протест тем, что «психически больной ребенок будет мешать детям заниматься», «может нанести физический вред ребенку», «ребенок может подражать ему и сам станет таким» и пр. Такие установки окружающих крайне негативно отражаются на эмоциональном состоянии семьи ребенка с нарушениями в развитии. В другом нашем исследовании было установлено, что 64% родителей детей с церебральным параличом первые два года активно скрывали от друзей и знакомых болезнь ребенка, из них 28% — от своих родственников [Мамайчук, 2000].

Как правило, ранний детский аутизм диагностируется у ребенка далеко не сразу после рождения, а в возрасте полутора-четырех лет. В первые два-три года жизни ребенка не только родители, особенно если они впервые воспитывают ребенка, но и врачи, наблюдающие малыша, не всегда замечают его проблемы. Родители детей с аутизмом часто обращаются к специалистам, когда ребенку уже более трех лет, выдвигая на первый план жалобы на задержку в речевом развитии. И когда специалисты спешат сообщить им о необучаемости ребенка, его неперспективности, делают прогнозы о его дальнейшей инвалидизации, родители переживают глубочайший стресс.

Коррекционная работа учителей и родных при обучении ребенка с РДА в школе – предыдущая  | следующая –  Влияние отношения родителей на развитие ребенка с РДА

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым