Психоанализ под сомнением
Разочарование в терапевтических возможностях психоанализа возродило подспудную враждебность неаналитиков, по отношению к которым психоаналитики-фрейдисты всегда держались со снисходительным высокомерием. В Соединенных Штатах развернулось широким фронтом наступление на всю психодинамику. Примером может служить книга известного психолога Бёртона «What makes behaviour change possible?» («Что влияет на изменение поведения?»). Автор отрицает плодотворность концепций психоанализа для понимания лечебного процесса. Он считает неоправданным то особое внимание, которое придается существованию бессознательной памяти и роли пережитого в детстве опыта. По его мнению, имеют значение только сознательное и реальная действительность, а также контакт с терапевтом, поскольку он представляет для пациента пример для подражания и источник любви. Бёртон находится под влиянием скептического отношения к науке, распространенного в настоящее время в Соединенных Штатах, и подчеркивает роль «неорганической части психики», которую он называет S-фактором (Soul — душа) (Burton, 1976), «фактором, который не поддается научному описанию, но проявляется и своих действиях». Общение с терапевтом соответствует трансцендентному общению, «космическому чувству единения». Иными словами: вера спасает.
Некоторые доходят даже до утверждений, что психоанализ антитерапевтичен. Так, Фикс и Хаффке пишут в исследовании о сравнительной эффективности различных видов психотерапии: «Техника психоанализа содержит модели общения, прямо противоположные тем факторам, которые обеспечивают действенность психотерапии» (Fix, Haffke, 1976).
Судя по всему, в наши дни наблюдается та же реакция, которая возникла по отношению к гипнозу после смерти Шарко. Объясняя охлаждение врачей к гипнозу, Жане писал в те годы: «Восторженные преувеличения гипнотизеров явились причиной того, что гипноз стали применять как попало, при любых заболеваниях, без каких-либо противопоказаний, что приводило чаще всего к ничтожным или нелепым результатам» (Janet, 1919). И действительно, в гипнозе хотели видеть панацею, чудодейственное средство от всех недугов. Разочарование оказалось столь же сильным, сколь велики были иллюзии. Возможно, и от психоанализа ждали слишком многого, и это привело к неизбежному разочарованию.
И все же напрашивается мысль, что здесь проявляется сопротивление, которое дает о себе знать всякий раз, когда удается сделать новый шаг в познании бессознательного. Обратимся ли мы к достижениям Месмера, Шарко, Фрейда — каждый шаг вперед в изучении этой таинственной и волнующей области вызывал бурную реакцию протеста. В Соединенных Штатах психоанализ получил в конце концов широкое признание. Но это признание с самого начала было связано с определенными ограничениями. Подчеркивая автономность «я», его независимость от инстинктивных влечений, американский психоанализ «приручил» бессознательное, устранил его тревожащий характер. «Чума», которую Фрейд в своей гордыне намеревался принести Америке, обернулась невинной корью. Но этого, по-видимому, оказалось недостаточно. Пользуясь некоторым застоем психоанализа на нынешнем этапе, кое-кто пытается полностью снести возведенное Фрейдом здание. Разумеется, это направление «сопротивления» представляет собой только часть американской психиатрии. Как мы увидим дальше, другие исследователи выступают за углубление теории психоанализа на основе тех элементов, которые характеризуют собственно психоаналитическую процедуру.
Увеличение числа психотерапевтических методов
Одновременно с новыми сомнениями по поводу психоанализа в наши дни наблюдается бурный рост новых разнообразных видов психотерапии, как индивидуальных, так и коллективных. Парлоф (1975) насчитал их около 140.
Т. Б. Карасу, профессор Нью-Йоркской медицинской школы им. Альберта Эйнштейна, сделал попытку классифицикации методов психотерапии, распределив их в три основные группы (Karasu, 1977): психодинамика, поведенческая терапия (behaviour therapy) и терапия, основанная на анализе непосредственных переживаний больного. В первую группу входят все виды терапии, построенные на фрейдистских или неофрейдистских теориях. Напротив, поведенческая терапия базируется на обучении, на обусловливании.
В третьей группе несколько искусственно (и произвольно) объединены такие разные терапевтические методы, как экзистенциальный анализ Бинсвангера, Daseinanalyse Босса, логотерапия Франкля, терапия Роджерса, гештальттерапия, «первобытный крик», биоэнергетический анализ, аутогенная тренировка, трансцендентальная медитация, нирвана-терапия, дзен-терапия, психоделическая терапия и т. п. В недавней работе «Le Corps u le Groupe» («Тело и группа») Шутцен-бергер и Соре (1977) приводят большую часть этих методов, добавляя к ним еще и другие, такие, например, как идеотерапия, групповая терапия в обнаженном виде или в купальных костюмах и т. п. Большинство этих методик стало применяться теперь и во Франции. Они не всегда осуществляются профессиональными психотерапевтами, психиатрами, врачами, психологами и т. д, их применяют иногда люди, не имеющие никакой специальной подготовки, иной раз даже просто бывшие больные, получившие представление о методах психотерапии в ходе лечебного курса. Недаром в Соединенных Штатах бытует шутка, что скоро одна половина населения будет лечить другую половину.
В этих условиях следует опасаться, что границы психотерапии будут становиться все более размытыми: как, в самом деле, установить различие между психотерапевтическим сеансом и дружеской беседой или неделей «коллективной разрядки» в Средиземноморском клубе?
Процесс психотерапии– предыдущая | следующая – Поведенческая терапия
Л. Шерток. Непознанное в психике человека. Содержание.