в) Взаимоотношения терапевтических моделей
Представленные модели могут служить отправной точкой для совместной работы специалистов разных дисциплин. Сотрудничество может происходить в двух направлениях: когда подходящие терапевтические методы включаются в план позитивной психотерапии и когда подходы позитивной психотерапии применяются в рамках других психотерапевтических методов. Для обзора я представил существенные аспекты некоторых терапевтических направлений в своей книге «Позитивная психотерапия»: позитивная психотерапия и психоанализ — поведенческая терапия — индивидуальная психология — аналитическая психология — логотерапия — недирективная терапия — гештальттерапия — первичная терапия — групповая психотерапия. Взаимоотношения психотерапевтических моделей представлены в гл.6.
Практическое применение «позитивных преобразований» — психоанализ и позитивная психотерапия
Примером позитивного процесса может послужить диалог с 32-летней замужней пациенткой, находящейся в глубокой депрессии.
Пациентка: «Я чувствую себя развалиной… Я так подавлена и разбита, иногда у меня бывает чувство, что было бы лучше, если бы меня не было на этом свете». (Начинает плакать.) «Я чувствую себя одиноко. Ни у кого для меня нет времени. Мой муж живет только для своей работы. Я так боюсь этих одиноких вечеров, в которые я жду своего мужа и не знаю, когда он придет…»
Терапевт: «У меня такое впечатление, что Вы хотели бы быть вместе со своим мужем и охотно проводили бы время и с другими людьми».
Пациентка: «Да, я хотела бы этого, однако у моего мужа совсем нет времени, а я сама не могу ничего предпринять, поскольку он никогда не говорит точно, когда придет…»
Позитивная интерпретация имеет в этом случае свои нюансы. Пациентку не следует ориентировать еще раз повторить свою безвыходную ситуацию, а помочь ей изменить точку зрения на ее проблематику («Вы хотели бы быть вместе со своим мужем и охотно проводили бы время и с другими людьми») и дать ей возможность самой нащупать новые пути решения конфликта и дистанцироваться от достаточно часто повторяемой невротической концепции. Уже этот короткий отрывок беседы указывает на центральные содержательные компоненты конфликта: поведение в отношении пунктуальности супруга и ожидание пунктуальности пациентки, а также способ организации своего времени.
«…Для моего мужа пунктуальность — книга за семью печатями. Когда он говорит, что придет в пять часов, я всегда прибавляю еще час, однако обычно и этого бывает мало, он приходит только в 8— 10 часов. Хотя я знаю, что так и будет и что это, как правило, связано с его работой, я не могу к этому привыкнуть. С пяти часов я уже настороже и не могу больше ничего толком сделать и сконцентрироваться. Я целый день спешу, чтобы в любом случае успеть к пяти часам; ведь может же быть, что он все-таки придет. Каждый вечер я должна ждать, потому что он никогда не может сказать точно, когда придет. Это делает меня больной. (…) Раньше, в детстве, у нас всюду царила пунктуальность. Мы каждый вечер ужинали в одно и то же время».
Здесь проявляются:
— пунктуальность как критерий доверия;
— время как критерий уважения и признания;
— вежливость как укоренившееся в семье препятствие для агрессии: она не дает проблеме выхода наружу.
Психоанализ нацелен на страх разлуки пациентки при угрожающей потере объекта, на ее инфантильную потребность в защищенности и ее эмоциональную зависимость, которая перерабатывается в длительном лечении при помощи сновидений и ассоциаций. Вместо страха разлуки в позитивной психотерапии выступают актуальные способности, в которых как раз и реализуется этот страх. В этом случае речь идет прежде всего о пассивной выжидательной позиции пациентки в отношении надежности и пунктуальности. Уже преобразование страха разлуки в актуальные способности открывает новые терапевтические возможности. В рамках пятиступенчатой семейной терапии, исходя из этих потенциалов, может быть конфликтцентрированно переработана проблематика пациентки.
Позитивная психотерапия придерживается в отношении позитивного видения человека того мнения, что обстоятельства окружающего мира влияют на него преходяще и микротравмы от предыдущих событий создают условия для последующих переживаний, причем, психологическое действие оказывает не только раннее детство, но и каждый этап развития. Эта точка зрения становится понятной только в содержательном аспекте, который психоанализ учитывает лишь частично.
«Оно» психоанализа в позитивной психотерапии проявляется в категориях тело и ощущения, причем здесь учитывается не только инстинктивно – динамическая точка зрения, но и физические функции, и тело, как органическая основа поведения.
«Сверх-Я» содержательно описывается посредством психосоциальных норм и актуальных способностей. Актуальные способности имеют при этом несколько значений: в одном случае они являются общественными правилами поведения, в другом — действующими в первичных группах нормами, интериоризированными индивидуумом ценностей, целевыми представлениями и, наконец, присущими человеку способностями.
«Я» имеет в позитивной психотерапии соответствующую двойную задачу: оно не только связывает вытесненные общественные стремления и индивидуальные инстинктивные побуждения, но и становится одновременно точкой приложения способностей. Функция проверки реальности тесно связана со специфической человеческой способностью сопоставлять и интегрировать категории прошлого, настоящего и будущего.
Противопоставление собственных потребностей и требований окружающего мира происходит в рамках психосоциальных норм (актуальных способностей), которые имеют свою историю развития в психической организации человека. В этом позитивная психотерапия непосредственно соприкасается с концепциями социального поведения. Отсюда следует различие между классическим психоаналитическим направлением и направлении в позитивной психотерапией. Если в первом случае, в отношениях терапевта и пациента необходимо снова пережить прошлую ситуацию детско-родительских отношений и влияния окружающего мира трактуются как помехи, то мы учитываем особенности социальной действительности больного. Отсюда становится понятным четырехэтапный дифференциально-аналитический процесс: воспитание — самопомощь — психотерапия — транскультурный подход.
В позитивной психотерапии содержатся определенные аналитические элементы, прежде всего на ступени 2 (инвентаризация), которая исследует базовый конфликт, и на ступени 4 (вербализация), которая технически предусматривает свободные ассоциации и интерпретирующие толкования терапевта. Дифференциально-аналитические аспекты в свою очередь могут интегрироваться в психоанализ. Прежде всего, это относится к содержательному, ориентированному на актуальные способности процессу. Фокальный, определяемый актуальными способностями процесс облегчает управление такими существенными для психоаналитического процесса динамическими факторами, как механизмы переноса, регрессия и сопротивление.
Анна Фрейд выделяет такие Сверх-Я-характеристики, как честность, справедливость и т.д. Она пишет: «(…) обнаруживая описание в аналитической литературе навязчивого характера, в котором такие манифестные качества и склонности, как аккуратность, чистоплотность, бережливость, робость, коллекционирование и др., выдают свое происхождение из вытесненных побуждений анальной фазы. Непонятно, почему из этого раннего опыта следуют немногие другие подобного типа и почему психические грани не становятся таким образом более прозрачными» (A.Freud, 1965).
Стадии взаимодействия – предыдущая | следующая – Формы мышления