C началом буржуазной и промышленной революций XVIII — начала XIX в. психически больные были признаны объектом социальной и медицинской ответственности. Душевное страдание все больше связывалось c социальными факторами. От этого исторического периода до нас дошло понятие «бедные сумасшедшие». Цепи, фиксирующие ящики, вращающиеся установки (кровати и стулья) и другие замаскированные под лечебные приспособления орудия принуждения постепенно вышли из употребления и уступили место другим, более мягким формам психического и морального принуждения — вначале в Англии, позднее во Франции и, наконец, в Германии. B нравственном подходе (Мога1 management) Фр. Виллиса (Fr. Willis, 17171807) и квакера B. Тьюка (W. Тике, 1732-1822), который открыл в Йорке первую практически открытую лечебницу для дyшевнобольных c возможностью выхода из нее, нашла развитие система лечения «самовоспитанием и самонаблюдением» c помощью наказаний и поощрений, которую можно рассматривать как предшественницу поведенческой терапии и социотерапии наших дней. Здесь впервые был введен в практику труд как объединяющий больных лечебный принцип. Этот принцип был возрожден в начале нынешнего века Г. Симоном (Н. Simon, 1867-1947) и получил дальнейшее развитие. На развитие принципа терапии трудом значительное влияние оказал английский психиатр M. Бэттл (М. Battle, 1704-1776), когда в 1751 г. он стал главным врачом госпиталя Св. Луки в Лондоне, передовой клиники своего времени.
Морализаторский взгляд на психические заболевания подвергся критике c естественнонаучных позиций психиатром-реформатором времен французской революции
Филиппом Пинелем (Ph. Pinel, 1745-1826), которому приписывают историческое освобождение психически больных от цепей (впрочем, в исторически недостоверном
изложении). Возникшая тогда же естественнонаучная модель психического заболевания получила свое дальнейшее развитие во времена Реставрации усилиями Э.Д. Эс‑
кироля (E.D. Esquirol, 1772-1840), ученика Пинеля. Незадолго до того Ф.Ю. Галл
(F.J. Gall, 1758-1828) представил свою концепцию мозговой локализации, ответственной за определенные виды поведения и его нарушений. Эта концепция в дальнейшем развивалась благодаря трудам B. Гризингера (W. Griesinger, 1827-1868), K. Вестфаля (K. Westphal, 1833-1890), Мейнерта (Maynert, 1833-1893), K. Вернике (C. Wernicke, 1848-1960) и K. Клейста (К. Kleist, 1879-1960) в формах современной нейропсихологии и нейрохимии. Это строго соматическое направление, принесшее c собой серьезные познания в области системных дегенеративных и травматических изменений в центpaльной нервной системе, имело, однако, менее заметное и даже весьма относительное воздействие на понимание функциональных расстройств поведения (поскольку они, как сказал Гризингер еще в 1844 г. ” концентрируясь в одностороннем развитии… выходят за рамки результатов наблюдений”, и учение o локализации до настоящего времени снова и снова укрепляет в нас приверженность к «мозговой мифологии»).
Тем не менее, в строительных планах психиатрических больниц, которые возводились за пределами больших городов, было еще много от романтических предрассудков психиатров o вредном влиянии цивилизации и o нравственном, оздоровительном действии сельского уединения на «разрушенную психику». Этот предрассудок хорошо согласовывался c вполне продуманной защитой интересов общества и его администрации. (B 1871 г. в городах проживала 1/3 населения, в 1914 г. — уже 2/3, a 1/4 — в больших городах.)
Несмотря на то что Гризингер еще в 1860 г. выступил c концепцией создания городских приютов дня лечения больных в непосредственной близости от мест их постоянного проживания, предусматривая краткосрочное пребывание в стационаре, посещение выписанных больных на дому и их амбулаторное лечение, в Германии вплоть до 60-х гг. нашего столетия господствовала концепция размещения психиатрических больниц на отдаленных, a следовательно, и более дешевых загородных территориях. Только в 70-x гг. (в период разработки доклада Парламентской комиссии и после его опубликования в 1975 г.) началось интенсивное создание психиатрических отделений в многопрофильных больницах. Наряду c 23 университетскими клиниками в 1984 г. в ФРГ было уже 68 таких отделений, некоторые из которых стали центрами по оказанию психиатрической помощи на административных территориях.
B США И Нидерланлах уже в начале ХХ в., a в Англии и скандинавских странах — после Второй мировой войны была признана ответственность местных властных структур за презрение психически больных. B этик странах психиатрическая помощь развивалась по принципу приближения ее к месту проживания больных. Это происходило значительно раньше, чем в ФРГ. Структура и качество этой помощи были различными и зависели от социальных предпосылок и развития здравоохранения. В течение двух последних десятилетий в США произошел массовый «исход» хронических психически больных из психиатрических больниц, в которых было сокращено число мест, a некоторые больницы были закрыты. Значительное число больных оказалось лишенными всякой помощи или c совершенно недостаточным наблюдением со стороны сотрудников многочисленных общественных психиатрических центров, основанных в 1953 г., — Community Mental Health Centers (СМНС).
B Англии, напротив, возврат психиатрической помощи в общины совершился щадяще и планомерно, что имело свои положительные стороны и оказалось полезным для хронически больных. B Нидерландах была создана разветвленная сеть региональной амбулаторной психосоциaльной помощи c новым, преимущественно психотерапевтическим направлением, и совершенно новые категории клиник. B то же время уровень госпитализации хронических больных при сравнительно благоприятных предпосылках остался довольно высоким и помощь психически больным и престарелым психиатрическим пациентам почти полностью обеспечивается психиатрами. Для развития помощи в рамках перечисленных выше проблем потребовалось участие и бывших пациентов (C1.W. Beers, 1876-1943, «А Mind that found Itself», 1908), и добровольцев, которые организовали психогигиеническое движение, сыгравшее значительную положительную роль. B последние годы получили дальнейшее развитие современные модели самопомощи. У истоков новейшей психо- и социотерапевтической концепции наряду c 3. Фрейдом (S. Freud, 1856-1939), автором психоанализа, стоял и А. Майер (А. Meyer, 1866-1950) со своим учением o прагматической социальной психиатрии и психобиологии. Социо-динамическая концепция последнего была развита в США силами его учеников, например Х.Ст. Салливана(H. st. Sullivan, 1892-1949). Основанные Кольбом в 1908 г. по модели Эрлангера «открытые психиатрические службы презрения» и психогигиенические службы при органах здравоохранения по примеру службы презрения в общине Гельзенкирхен дали импульс к созданию первых психиатрических служб в общинах, в частности в Нидерландах. Современная психосоматическая медицина также была основана в 20-e гг. нынешнего века рядом психоаналитиков интернистами и клиницистами невропатологами (L. Krehl, V. von Weizsäcker, G. von Beгgmann) и физиологами (И.П. Павлов, H. Ѕе1еуе), a также специалистами в других областях медицины. Благодаря им выросла совершенно новая целостная концепция, которая стала противовесом все еще бытующему духу эпохи барокко и картезианскому дуализму (R. Decartes, 1596-1650), определившим клинические методы.
Научная психиатрия прошлого века занималась прежде всего описанием психопатологических синдромов и их развития (, 1856-1926, E. В1еи1ег, 18571939, и др.); в дальнейшем она занялась классификацией нозологических форм и добилась успехов в переходе от сравнительных описаний к единой стандартизованной номенклатуре, которая в настоящее время нашла отражение в международной классификации ВОЗ, МКБ, принятой в большинстве стран и переживающей в настоящее время своего рода возрождение (например, в многоосевой синдромологической классификации американской психиатрической ассоциации 1980 г., DSM III).
Мозговая патология, генетика, нейрохимия, нейрофизиология и биология повеления, взаимодействуя c клиническими исследованиями, позволили уточнить патогенез многих клинических картин болезни, используя тот же принцип, который в свое время был применен при изучении прогрессивного паралича. C другой стороны, политическое ограничение либеральных подходов (после 1948 г. и особенно после 1971 г.) способствовало некритичному, управляемому, догматизированному естественнонаучному медицинскому моделированию болезни и становлению вульгарно-биологической идеологии в психиатрии.
Такая эволюция постигла, например, теории o дегенерации (Моге1, 1809-1873; Lombroso, 1836-1909; V. Маупап, 1835-1916; J. Могеаи де Tours, 1804-1884), учение o наследственности, дарвинизм. B ХХ в. они использовались особенно в форме социалдарвинизма и учения o генетическом и расовом вырождении как псевдонаучный фундамент националистических и конформистских тенденций господства, вплоть до обоснования физического уничтожения психически больных и лиц, нежелательных в политико-социальном плане, во времена национал-социализма. B ходе этой так называемой эвтаназии в 1939-1941 гг. было уничтожено более 100 тыс. человек. Вслед за этим многие сотни тысяч людей были подвергнyты «дикой эвтаназии», умерли от голода и болезней. По меньшей мере 300 тыс. человек были насильственно стерилизованы в период между 1934 и 1945 гг. на основе «Закона об охране от наследственно больного потомства». Только сегодня более молодое поколение психиатрических деятелей начинает пытаться перебороть идеологию психиатрии времен националсоциализма. Несмотря на то, что важные документы стали доступны уже в первые послевоенные годы, жертвы этой психиатрии уничтожения и изуродования и их родственники забыты, и Федеральным законом o возмещении ущерба (Bundesentschadigungsgesatz), и требованиями o его исполнении.
Между тем, современная психиатрия развилась в научном и практическом направлениях в междисциплинарную отрасль знаний, которая нацелена на живое взаимодействие между фундаментальными биологическими и клиническими исследованиями, c одной стороны, и смежными прикладными науками — c другой (психологией, социологией, педагогикой, этнологией). Такой подход явился отправной точкой для выделения в последние годы нового коммуникативно-теоретического направления, которое, в свою очередь, развилось в самостоятельную дисциплину, ориентированную на изучение девиантных форм реагирования, возникающих при взаимодействии индивидуума и окружающей среды (семья, школа, рабочее место, психиатрическое учреждение). Таким образом стало возможным понять психическое заболевание как сверхиндивидуальный социальный феномен и одновременно как жизненный путь, обусловленный обстоятельствами. Параллельно возникли терапевтические методы, нацеленные на изменение нарушенных межличностных отношений. Значение этих методов все более возрастает (групповая, семейная терапия, терапия супружеских пар). C помощью системной теории, развившейся из теоретической биологии (L. v. BertalanfTy, 1950), математической логики (Whitehead, Russel) и кибернетики (Wiener), в настоящее время предпринимаются попытки заново классифицировать модели поведения и переживаний человека на различных уровнях — биологическом, психическом, социальном, описать их и использовать для анализа сложных причинных условий. Внутренняя логика, лежащая в основе теории невролога Дж. Джексона (J.H. Jackson, 1834-1911), — «evolution аnd dissolution of the nervous system» — получает в известной мере новую дальнейшую жизнь, преображение и развитие за пределами биологического субстрата, и предлагает новое освещение системной структуры теории психоанализа (Фрейда под влиянием Джексона).
Доисторические времена и античный период – предыдущая | следующая – Эпидемиология психических расстройств
ПСИХИАТРИЯ. ПСИХОСОМАТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ. Оглавление.