К настоящему времени накоплено достаточное количество фактов, убедительно свидетельствующих о большой однородности тех нарушений познавательней деятельности, которые выявляются при психологическом исследовании у больных с различными органическими поражениями мозга.
Они проявляются главным образом в весьма характерном симптомокомплексе нарушений, обнаруживаемых в психологическом эксперименте. К их числу относятся: нарушения памяти и внимания, изменение мышления, общее снижение умственной работоспособности больных. Конечно, степень выраженности этих нарушений различна. Это зависит как оr тяжести мозгового поражения, так и от длительности течения болезненного процесса и его нозологической специфики. Однако, повторяем, общий радикал этих нарушений остается неизменным.
Приведённые результаты нашего исследования не претендуют на то, чтобы представить детально структуру нарушений познавательной деятельности избранного контингента больных. Такой задачи не ставилось. Более того, нет возможности в рамках настоящей работы изложить все полученные экспериментальные данные, относящиеся к характеристике познавательной деятельности больных хроническими соматическими заболеваниями. Отметим лишь, что в нашем распоряжении имеется материал, относящийся к характеристике познавательной деятельности больных с хроническими заболеваниями легких неспецифической природы, больных онкологическими и сосудистыми заболеваниями и. др. Эти данные убеждают нас в справедливости вывода о наличии единого, общего радикала нарушений познавательной деятельности у всех этих больных. Это согласуется и с уже имеющимися в литературе данными (Коган и др., 1972; 1976; Тхостов, 1980; Марилова, 1983; и др.).
Характерно то, что степень выраженности изменений познавательной деятельности зависит от тяжести соматогенной вредности, остроты_патологического процесса и длительности его течения. Сошлемся в этой связи только на результаты нашего совместно с М. М. Орловой (1983) исследования, направленного на изучение некоторых показателей познавательной деятельности у больных с заболеваниями легких (хроническая пневмония, острая пневмония, хроническая бронхит). В этом исследовании было показано, что выраженность нарушений памяти и внимания у больных в большей степени выступает в периоды обострения заболеваний и падает в периоды ремиссии. Показано, что, например, показатели кратковременной памяти в острые периоды заболевания значительно ниже, чем в ремиссии: при острой пневмонии они составили 56%, а при обострении хронического бронхита – 57% от соответствующих показателей в контрольном исследовании. При наступлении ремиссии или выздоровления эти показатели возрастают в 1,5 раза. Выявлена также большая инертность восстановления познавательных процессов по сравнению с типом клинического выздоровления.
Эти данные могут быть использованы при решении вопроса о реабилитации больных, назначении трудовых рекомендаций и решении вопросов трудовой экспертизы.
Однако при всей практической важности собственно изучения структуры изменений познавательной деятельности главным остается, на наш взгляд другой вопрос: как влияет изменение познавательных возможностей человека на его личность? Именно этот вопрос мы и считали для себя центральным в перспективе исследования.
Ранее отмечалось, что биологический фактор (биологическая вредность) относится к классу условий развития человека как личности. Основополагающим же моментом является социальное бытие человека, та реальная деятельность, которую он осуществляет как общественный индивид. Остановимся на этом вопросе несколько подробнее.
Изменения познавательных возможностей субъекта вследствие хронического заболевания снижают, ограничивают, обедняют операциональный состав деятельности (Леонтьев, 1975) и тем самым создают определенный тип противоречий в развитии, рассмотрение которых представляется обязательным при оценке перспектив дальнейшего поступательного развития личности. На возможность возникновения таких противоречий уже имеются указания в литературе (Божович, 1958; Зейгарник, Братусь, 1980). В частности, Б. С. Братусь (1980), рассматривая возрос о движущих противоречиях развития личности взрослого человека, отмечает, что «существование и функционирование деятельности подразумевает наличие относительного соответствия ее операционально-целевой, познавательной и смысловой сторон», «Возникающие, — пишет он далее, — в ходе жизни нарушения этого соответствия ведут к внутренним противоречиям, которые могут быть сняты соответствующим изменением названных сторон» (С. 133).
Изучая изменения познавательной деятельности у больных тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями, имеется возможность, по нашему мнению, обратиться к рассмотрению ряда типичных противоречий развития, возникающих у соматических больных.
Главным из них является возникающее несоответствие между операциональной «обеспеченностью» деятельности и ее смысловыми, личностными компонентами. Материал, представленный в данной главе, показывает, что соматогенное изменение познавательной деятельности создает известное ограничение, дефицит возможностей психического развития в целом и развития личности в частности. Подобно тому как в развитии психики ребенка расширение и обогащение круга знаний и умений создает предпосылку для перехода на новый этап онтогенеза, в данном случае также возникает предпосылка для изменения личностного компонента деятельности. Прежняя смысловая ориентация деятельности в условиях ослабления познавательных возможностей уже не может быть реализована в полной мере. Находясь длительное время, в стационаре, зачастую вынужденный перейти на инвалидность, человек получает как бы материализованное подтверждение своей несостоятельности. Объективное положение человека в социальной среде заметно меняется. Это влечет за собой и изменение его «внутренней позиции» (Божович, 1968), всей мотивационно-потребностной сферы личности.
Необходимо отметить также, что преморбидно сложившаяся система потребностей и мотивов вступает в противоречие и с энергетическими возможностями выполнения деятельности. Явления истощаемости психической деятельности, описанные в данной главе, приводят к падению силы и выраженности побудительной функции мотивов («гипобулия», «адинамия» – по клинической квалификации этого факта).
Конечно, мы можем здесь только наметить основной содержательный контекст данных противоречий. Более подробно эти вопросы будут освещены в главе 4.
исследование мышления – предыдущая страница|следующая страница – внутренняя картина болезни