6. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности
Данная проблема имеет прямое отношение к целому ряду общих и частных задач, поставленных и решаемых с разной степенью достоверности в самых различных сферах познания.
Философы, антропологи, психологи, дефектологи и лингвисты, пользуясь вместительными рамками «язык (речь) —мышление (сознание)», рассматривают эту проблему каждый в соответствии со своими целями; кибернетики, занятые теорией и практикой «искусственного интеллекта», пытаются, уточняя понятие «интеллект», создать устройства, способные к адекватной оценке ситуации, к общению с человеком, к совместной с ним целесообразной деятельности.
Актуальность проблемы хорошо выявляется на примере следующих высказываний философа, дефектолога, психолога, лингвиста и кибернетика, которые отказались от известных догматических утверждений, равно как и от весьма смелых, но недостаточно обоснованных футурологических претензий.
1. «Можно указать на десятки (если не сотни) работ, авторы которых знают и признают только «речевое мышление», только «словесное мышление», а понятие мышления как такового, вербально не оформленного, объявляют предрассудком старой логики» [Ильенков 1977, 92].
2. «Экспериментально опровергается бытующая до сих пор идея о том, что человеческая психика рождается или просыпается только вместе с усвоением языка, речи» [Мещеряков 1974, 317].
3. «Основанием для разграничения семантического и лексемного компонента является отсутствие изоморфизма между планом выражения и планом содержания в лексиконе любого языка» [Кацнельсон 1972, 115].4. «Приобретение языка не должно рассматриваться как отбрасывание лежащей в его основе перцептуальной системы, которая продолжает управлять нашими решениями и поведением… Восприятия должны кодироваться на каком-то внутреннем языке… При этом вовсе не обязательно предполагается соответствие между структурой этого внутреннего языка восприятия и словесным языком» [Рейтман 1968, 327—329].
5. «В любом случае до устройств, понимающих естественный язык в любом общем смысле этого слова, еще далеко. Очень скоро мы станем свидетелями лишь иллюзии такого уровня… Мы не знаем, как осуществляется процесс мышления» [Hunt 1975, 519, 526].
Приведенные высказывания свидетельствуют о наличии явного конфликта между двумя исходными позициями в подходе к проблеме соотношения «мышление (сознание)—язык (речь)».
Согласно одной из них мышление, если и не отождествляется с функционированием естественного языка (такое отождествление имеет до сих пор место), то реализуется только с помощью языковых средств, т. е. является вербальным.
Другая точка зрения заключается в признании автономности (относительной) языковой системы и системы, ответственной за собственно мышление.
Судя по тому, что говорит Э. Хант, можно полагать, что отсутствие искусственных систем, имитирующих человеческий тип мышления, объясняется, в частности, тем, что до сих пор обучение машины языку считается одновременно обучением ее квазичеловеческой деятельности. Но здесь, однако, обнаруживается, что «в живой речи нет отдельной лингвистической единицы, такой, как предложение, или, на языке операций вычислительной машины, программа или процедура, которую можно понять изолированно. Анализ лингвистического сообщения зависит от внутренней базы данных слушателя, причем эта база возникла в результате понимания предыдущих сообщений» [Там же, 519]. Но «внутренняя база» возникла не только «в результате понимания предыдущих сообщений», но «еще» и в результате социально-практической деятельности, позволяющей соотносить каждое существенное «сообщение» с экстралингвистической реальностью или с другими «сообщениями», что позволяет различать «истинное» от «ложного», «возможное» от «невозможного» и т. п.
Поэтому возникает идея о создании «перцептрона» (устройства, воспринимающего материальный мир с помощью искусственных рецепторов), соединенного с такой программой самообучения, которую Э. Хант называет «зародышевой программой понимания», последняя должна обладать «возможностью добавлять новые правила в ее синтаксические и семантические подпрограммы по мере того, как возникает такая потребность» [Там же, 519]. «В конце концов не так ли учатся языку люди? Возможно, это более разумный путь» [Там же]. Этот риторический вопрос Э. Ханта и ответ на него весьма знаменательны: разумный путь, возможно, предполагает попытку не имитировать синхронное состояние человеческой личности, а осуществить некую диахронию «от зародыша» до homo loquens (разумеется, в машинной модификации).
Надо сказать, что и лингвисты, и психологи, и философы, и антропологи также хотели бы создать сколько-нибудь достоверную модель подобного типа, даже если она будет не действующей, а описательной.
Акустико-мнемическая афазия – предыдущая | следующая – Зоосемиотика