canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Нарушения при акустико-мнемической афазии. Особенности акустико-мнемической афазии.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

При акустико-мнестической афазии нарушение затрагивает только уровень слов. Характерные для этой афазии трудности актуализации звуковой формы слова проявляются в невозмож­ности припомнить нужное слово, в звуковом поиске слова (фур, фер… фляр… при поиске слова футляр), причем подсказ­ка первых звуков слова не помогает (две последние особенности отличают этих больных от больных с нарушением выбора значений). Тот факт, что в речи этих больных встречаются неологизмы, например гвоздильник вместо молоток [Лурия 1975, 121], позволяет предположить, что выбор звуковой формы слова — это выбор слов в поморфемном представлении. Следо­вательно, можно думать, что совместное действие операций вы­бора слов и грамматического структурирования приводит к полной морфемной записи будущего высказывания.

Обращает на себя внимание также тот факт, что нестойкость звукового образа (акустической энграммы слова) может проявляться не только в заменах звуков и слов по звучанию, но и в заменах слов по значению. Есть основания предполагать, что последние замены объясняются не только вторичной дисфунк­цией выбора значений (дефектное последующее звено препят­ствует нормальной работе предыдущего, не «разгружая» его вовремя), они могут объясняться и нарушением обратной свя­зи, в данном случае слухового контроля. Наша точка зрения на обратную связь близка к точке зрения И. А. Зимней, различаю­щей вслед за П. К. Анохиным «поэтапную» и «конечную» об­ратную связь и отводящей роль последней слуховому контролю [Зимняя 1978, 127, 128]. Пример поэтапной обратной связи мы приводили выше, говоря о процессе создания смысловой струк­туры. При акустико-мнестической и особенно при сенсорной афазиях нарушается не только поэтапная обратная связь, кор­ригирующая выбор слов, но и конечная, контролирующая соот­ветствие всего высказывания замыслу, поэтому такие больные не замечают ни вербальных и литеральных парафазий, ни аграмматизмов, связанных, по-видимому, с трудностями удержа­ния грамматических обязательств (об аграмматизме у этих больных см. [Глозман 1974; Цветкова, Глозман 1978; Визель 19761). Заканчивая обзор операций, участвующих в порождении речи, сделаем еще два замечания. Первое: в приводимой нами схеме процесс порождения речи представлен как строго последовательный процесс; однако мы полностью разделяем мысль Л. С. Выготского, заключающего свой анализ движения от мысли к речи следующими словами: «Было бы, однако, невер­ным представлять себе, что только этот единственный путь от мысли к слову всегда осуществляется на деле. Напротив, воз­можны самые разнообразные, едва ли исчислимые при настоя­щем состоянии наших знаний в этом вопросе прямые и обрат­ные движения, прямые и обратные переходы от одних планов к другим» [1956, 381].

Второе замечание относится к использованным нами дан­ным нейролингвистики. Для построения модели порождения речи нами были привлечены данные по исследованию речи, воз­никающие при поражениях левого (доминантного) полушария. Это полушарие играет ведущую роль в речевых механизмах. Однако для более полного понимания механизмов речи необхо­димо знать и вклад правого полушария. Еще совсем недавно это была практически неизведанная область. Сейчас положение изменилось. Исследования речи у больных с рассеченным моз­гом, когда левое и правое полушария действуют изолированно, исследования развития речи у детей с удаленными речевыми зонами левого полушария, анализ изменений речи после унилатеральной шоковой терапии, нейропсихологнческие исследова­ния поражений правого полушария показали, что оно принима­ет участие в семантической организации речи и играет основ­ную роль в интонационно-мелодической, просодической органи­зации высказывания, обеспечивая как интонирование речи, так и понимание интонации (основные работы на эту тему: [Gazzaniga 1970; Milner 1975; Балонов, Деглин 1976; Балонов, Баркан, Деглин 1979; Jakobson 1980]). Вопросы взаимодействия по­лушарий в механизмах речи требуют еще внимательного изуче­ия, однако можно надеяться, что последующие годы будут ус­пешными в этом направлении.

Семантическая афазия – предыдущая | следующая – Проблема языка и мышления

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах

Яндекс.Метрика