В противоположность этому у невротических типов работоспособность бывает повышена в поздние вечерние часы и самой низкой она бывает в ранний дообеденный период. Поэтому целесообразно материал распределить по трудности и в зависимости от индивидуальной кривой работоспособности.
Следовательно, наилучшая методика учения будет следующая: вначале изучать с усилием и с максимальной сосредоточенностью материал, который стараются понять как можно лучше (ищут основную мысль, классифицируют по важности значения, на полях сокращенно отмечают одним термином сущность абзаца, подчеркивают важные вещи и т. п.). Затем повторяют, контролируют и сравнивают, правильно ли была понята сущность материала, и расширяют усваиваемый материал присоединением деталей. Наконец, с интервалами повторяют и углубляют.
Очень полезно бывает всегда хотя бы перелистывать уже проработанный материал, без прямого повторения его.
Знания и умения
При помощи учения мы приобретаем не только знания, но и умения. Решающую роль для умения играет упражнение. Знания, естественно, помогают при выработке умений. Чтобы научиться кататься на лыжах, необходимо прежде всего знать как при этом поступать. Упражнениями устраняется первоначальное неумение, пока не будет достигнуто совершенное и четкое овладение весьма необходимыми движениями.
Между знаниями и умениями существуют такие же взаимоотношения, как между теорией и практикой. Упражнение устраняет нецелесобразность, неэкономность. По существу речь идет об образовании динамических стереотипов.
С помощью упражнений создаются автоматизмы, автоматизированные, механизированные действия – привычки, но могут вырабатываться также и вредные привычки. Ряд тиков, например, начинается с того, что ребенок отбрасывает длинные волосы, закрывающие его глаза или подергивает плечами, чтобы надеть падающее с плеч слишком свободное пальтишко. Аналогично тому и истинные вредные привычки (например, ковыряние в носу, почесывание головы или за ушами и т. п.) возникают как динамические стереотипы при помощи упражнений, вследствие которых они постоянно укрепляются.
Некоторые современные авторы рассматривают даже неврозы как нежелательные наученные реакции, выработанные при помощи внешних раздражителей, прежде всего социального характера.
Положительное влияние одного вида умения на другой вид называется переносом, трансфером (нечто другое представляет собой трансфер в психотерапевтическом смысле – см. соответствующую главу).
Так, например, привыкнув изучать один иностранный язык, человек становится более способным изучать еще и другой иностранный язык, учение этим облегчается. И, наоборот, усвоенное ранее умение мешает приобретению нового умения. В таком случае говорят об интерференции (от вредных привычек трудно избавиться!).
Некоторые особенности процессов запоминания
Очень сильные аффективные переживания (если они не обладают супра- максимальной силой, как мы видели на вышеприведенном примере) способствуют усилению памяти, вызывают гипермнезию (очень долго помним о нанесенной обиде, о грубом, враждебном поведении по отношению к нам). В других случаях, наоборот, встречается гипомнезия (ослабление памяти) особенно у пожилых лиц, или парамнезия, т. е. искажение содержания памяти, хотя и не всегда речь идет о так называемой конфабуляции (измышлении, или фантастической псевдологии). Если эти изменения памяти приобретают слишком массивный характер или встречаются у психически больного человека, то они, естественно, представляют собой уже патологические состояния (см. учебник психиатрии, где имеется глава о потере памяти, вызванной, например, травмой, об амнезии).