VIII. Короткий обзор главных периодов развития человека

Препубертатный период

Разительные изменения заметны уже в темпе роста. От 3 до 11 лет дети растут в общем с регулярной скоростью, примерно по 5-6 см в год. От 11 до 12 лет темп значительно ускоряется и через два года достигает вершины. Дети вырастают примерно на 8-12 см.

Препубертатный период является подготовительным периодом пе­ред половой зрелостью и сопровождается существенными соматически­ми и психическими изменениями. Изменяется взаимоотношение частей тела: туловище еще детское, но отмечается бурный рост конечностей («одни руки, одни ноги»). Движения неуклюжие, угловатые, неплавные.

Отмечается соматическое и психическое беспокойство (в противопо­ложность двум гармоническим предшествующим этому периоду годам, полным грации). Часты коллективные драки, опьянение криком и шу­мом с тенденцией избавиться от беспокойства. Гормональная деятель­ность вызывает появление вторичных половых признаков.

Растет сознание собственного достоинства, собственных возможно­стей и способностей. Начинает сравнивать себя с другими. Постепенно появляется самостоятельность – отсюда строгая критика взрослых и не­критичное отношение к себе. Вследствие недостатка опыта и несоот­ветствия в отношении чувства собственной личности во многих случаях возникает внутренняя неуверенность и колебания, неустойчивость. Им­пульсивность в области интересов: потребность в приключениях (чтение приключенческой литературы). Часто отвращение к учению, бывает осо­бенно там, где к нему систематически и неразумным способом прину­ждают, или там, где родители не понимают, что все силы детского орга­низма, физические и душевные, подготавливаются к биологическому созреванию, даже и ценой замедления развития психических познава­тельных процессов.

Высоко ценят дружбу, и именно в такой степени, в какой происхо­дит постепенное освобождение от авторитета родителей. Со строгими родителями легко вступают в конфликт.

Пубертатный и юношеский период

Беспокойство, свойственное пубертатному периоду, является доминиру­ющим признаком и в пубертатном периоде. В то время, как беспокой­ство препуберты направлено наружу, беспокойство пуберты обращено внутрь. Это период, в котором молодой человек постепенно справляет­ся как с половым созреванием, так и с новой общественной действитель­ностью, так и с самим собой.

Юношеский период – это период девичества и юношества (де­вушки 15-18 лет, юноши 17-21 год), который скорее являтся кульмина­цией и успокоением этой фазы человеческой жизни.

С психической точки зрения новым элементом пубертатного перио­да является сознание сексуальности и эротики в полной мере. Повышен­ное сексуальное давление (сравни более подробно в главе о сексуальных влечениях) может привести к нежелательным проявлениям выраженного онанизма, а также к преждевременному половому опыту. Дружба явля­ется наиболее сильным общественным и эмоциональным чувством.

Уравновешенность с обществом происходит не только путем интен­сивной склонности к друзьям (компании), но и путем интенсивного – иногда даже конфликтного – отклонения от семьи. Присоединение к сво­ему поколению, поиски и нахождение партнера являются характерными для этого периода.

В связи с тем, что организм претерпевает бурные изменения, завер­шающиеся половой зрелостью (месячные в возрасте 12-13,5 лет, поллю­ции у мальчиков в возрасте 15-16 лет), и в связи с тем, что организм дол­жен справиться и с рядом сильных импульсов, поступающих из внешней среды, этот период является периодом кризисным; повышается в нем предрасположенность к ряду внутренних и психических заболеваний – не последнее место занимают и возможности социальных нарушений. Стремление быть взрослым (поскольку молодой человек фактически се­бя таким чувствует) проявляется или в положительном смысле в творческих областях (подражание взрослым общественно положительное), или в деструкции, асоциальных проявлениях, а в наиболее тяжелых случаях – и в нравственном опустошении, развращенности. Созревший в поло­вом отношении молодой человек еще далеко не созрел в психическом и общественном отношении. Тенденция быть взрослым, если она одно­временно не сопровождается солидной базой нравственных и общест­венных ценностей, легко соскальзывает в область имитации взрослых в общественно отрицательном смысле: курение, наркомания, алкого­лизм, сексуальная безответственность, социальный цинизм, в крайних случаях – правонарушения.

Типичным является пубертатный и юношеский аутизм, самонаблю­дение, поиск эмоционального ответа, раздумья над собой и над смыслом жизни.

Выбор профессии, решающий вопрос о направлении всей дальнейшей жизни, часто бывает предоставлен случаю. Это тем менее желательно, чем менее созрел молодой человек до возраста, в котором решается столь серьезный вопрос о будущей профессии, поскольку его психическое развитие еще далеко не достигло стадии зрелости.

 

детская личность – предыдущая | следующая – пресенильный период