Яндекс.Метрика

VIII. Короткий обзор главных периодов развития человека

Решительно мы должны однако исправить общепринятую от одно­го автора к другому переходящую характеристику, касающуюся того, что адолесценция является периодом успокоения, наступающим после пубертатного периода. Наоборот, речь идет о периоде кризиса – необхо­димо учитывать, что каждая вторая смерть между 14-19 годами жизни – это самоубийство (у юношей – после несчастных случаев на транспорте, у девушек – после заболеваний сердца). Именно этот период психическо­го и общественного созревания и период формирования мировоззрения часто сопровождается полной жизненной безысходностью и беспомощностью. Отсюда вытекает или усиленная интенсивность контакта со сверстниками (биг-бит, джаз, различные эксцессы), или одиночество и пессимизм, ведущие во многих случаях к самоубийству.

Приводим стихи 16-летней девушки, которая совершила попытку самоубийства: «Вероятно, я скоро забуду / так же, как и вы / о чем ду­мает / шестнадцать лет / когда одиноко сидит / на скамейке /. И поэто­му я говорю вам / что не веруют в бога / что не веруют ни во что / и при этом эти шестнадцать лет / так страшно доверчивы!»

Зрелый возраст

Речь идет о периоде биологического и психического равновесия и кульминации жизненной творческой деятельности. Взрослый человек имеет свое мировоззрение, свою эмоциональную жизнь, волевые усилия и умственные способности в хороших жизненных условиях гармонически умножаются.

Более молодой период зрелости является завершением процессов индивидуальной и общественной самостоятельности. Жизненные, соматические процессы достигают вершины – спортсмены достигают наивысших результатов. Несколько иная картина наблюдается в психической области. Несмотря на то что в теоретических научных и художественных областях творческая деятельность устремляется к вершинам, относительный недостаток жизненного опыта, как правило, мешает созданию зрелых произведений, которые являются привилегией более старшего возраста.

Супружеская жизнь в этом периоде также сопровождается кризисами.

Пресенильный период, сенильный период и период старения

Наиболее важным является пресенильный период (45-60 лет), имеющий и свои гуморальные особенности: гиперхолестеролемию, протромбинемию и изменение липидов. Одновременно стареет и нервная система.

Старение, однако, протекает с индивидуальными различиями, особенно в такой ситуации, когда с помощью гигиенических и профилактических мероприятий современной медиины увеличились границы человеческой жизни. Еще в 1932 году средний возраст мужчин составлял 52 лет, а женщин – 55 лет; в 1958 году средний возраст мужчин уже составлял 67 лет, а женщин 72 года. В 1970 году средняя продолжительность жизни составляла 70,5 лет.

Сдвигаются не только возрастные границы – увеличивается количество старых людей, полностью сохранивших работоспособность. В настоящее время уже следует считать, что примерно одна четвертая часть людей, старше 70 лет, полностью сохраняет трудоспособность (Пениц).

Из истории известно много примеров молодых стариков: Яначек в 70 лет пишет свои наиболее известные музыкальные произведения, Павлов в 80 лет находится на вершине творческой деятельности, так же как Шоу, Рассел, Гете, Коменский. Биограф Микельанджело пишет о нем, что еще за неделю до смерти (в 90 летнем возрасте) он работал с такой энергией и страстью («Пьетта»), что казалось будто все должно было разлететься на куски.

Исследования Ш. Бюлер, сделанные в венском доме для престарелых, без сомнени, показали, что для одних людей вершиной жизни является начало зрелого возраста, а для других – период поздней старости.
Психическое старение психология отметила уже перед 30 годом жизни. (Например, способность обучаться новым вещам бывает наиболее выражена между 20 и 25 годами, затем отмечается постепенное снижение до 45 лет, а после 45 лет – более быстрое снижение; см. рис. 35).

Рис. 35 Кривая подъема и снижения умственных способностей в зависимости от возраста (по Милсу).

 

Пресенильный период

Этот период является переходом между вершиной жизни, наивысшей жизненной производительностью и собственным старением, или распадом физических и психических сил в периоде старения.
Недостаток реактивности и свежести психических сил компенсируется богатством жизненного опыта; отважная инициатива уступает место рассудительной оценке возможностей. Уменьшается круг интересов и проявляется недостаток воли к дальнейшему развитию, образованию, росту, во многих случаях даже равнодушие в области интересов. Организм утрачивает пластичность, способность учиться, справляться с новыми импульсами – отсюда вытекает консерватизм этого периода.


препубертатный период – предыдущая | следующая – сенильный период