Для решения проблемы мышления, и в частности проблемы трансформации внешних действий во внутренние логические операции с образами внешних предметов и затем в мыслительные операции в знаковой и в речевой форме, исключительно важное значение имеет понятие операции, разработанное в теории деятельности А. Н. Леонтьевым. «Любые операции, безразлично — внешне-двигательные или внутренние, умственные, являются по своему происхождению трансформированными действиями. Это значит, что всякая операция первоначально формируется в виде сознательного, подчиненного ясно выделенной цели действия, осуществляющего некоторое звено живой человеческой деятельности — практической, учебной, познавательной и т. д. Лишь полное освоение действия и включение его в состав более сложных целостных действий, в которых оно окончательно отрабатывается, теряет свои избыточные звенья и автоматизируется, превращает его в способ выполнения этих действий, т. е. в собственно операцию. В результате такой трансформации исходное действие утрачивает свою зависимость от тех побуждений и целей, с которыми было связано его рождение; оно утрачивает и первоначально присущую ему эмоциональную, личностную окраску. Непосредственно в самих операциях остаются фиксированными лишь связи и отношения, которые воспроизводят объективные связи и отношения, абстрагированные от конкретно-предметных условий выполнения действия и обобщения. Эти операции становятся полностью безличными, формализуются и могут быть описаны в виде соответствующих алгоритмов, формул, аксиом и т. д. При этом они сами могут становиться предметом дальнейшего анализа и обобщения; кодифицируясь, они образуют относительно устойчивые системы знаний — логических, математических. Как и другие продукты человеческой деятельности, они отделяются от человека и таким образом получают свое объективное существование и развитие. Так как система мыслительных операций, осуществляющих умственные действия, полностью покрывает по своему объему их содержание, то может создаться представление, будто она целиком исчерпывает мышление, иначе говоря, будто формальная логика является единственной наукой о мышлении и ее законы суть единственные его законы» [Леонтьев А. Н. 1964, 518].
Таким образом, процесс образования операции, процесс превращения действия — звена «живой человеческой деятельности», в операцию в известной степени моделирует генезис мыслительных операций, исследованный Ж. Пиаже (см. ниже). Введение в анализ мыслительных процессов понятия операции делает возможным четкое отграничение предмета логики в мышлении как объекте исследования от предметов психологии и лингвистики.
При рассмотрении понятия операции как средства анализа мышления целесообразно использование понятия превращенной формы. Операция как абстракция, к которой сводимы способы осуществления конкретных процессов мышления, отображает их в снятом превращенном виде, так как в статическом представлении операции, т. е. в том или ином ее модальном знаковом представлении, в котором она обычно становится объектом анализа, оказались снятыми динамические характеристики дей ствия, осуществлявшегося в форме этой операции. Иными словами, то или иное знаковое модальное представление операции в качестве превращенной формы реальных способов протекания мыслительных процессов не может быть экстраполировано в сферу умственной деятельности без предварительной аналитической работы.
Еще более очевиден превращенный характер понятия операции, когда операция превращается в единственного заменителя всего мышления. И такая ситуация складывается, когда формальная логика, изучая способы мыслительной деятельности на основе анализа логических операций мышления, полагает, что она изучает собственно мыслительные процессы. Формальная логика изучает только один аспект мышления — его некриативный, технологический состав умственных действий, который не может быть представителем всего человеческого мышления [Леонтьев А. Н. 1977].
В философии, как уже упоминалось, было сформировано представление о принципе деятельности как универсальной объяснительной схеме, т. е. представление о возможности объяснения исследуемых объектов в структуре деятельности. Естественно, наиболее адекватно такое объяснение приложимо к самой деятельности и ее конкретным реализациям (производственная, практическая, теоретическая, речевая, мыслительная и т. д.) или процессам, которые могут быть уподоблены деятельности [Юдин 1976; Мамардашвили 1968i]. В этом случае, как мы уже показали, нет необходимости пользоваться дополнительными промежуточными понятиями, опосредующими связь объяснительной схемы и объекта; само понятие деятельности является достаточным, предельно абстрактным и поэтому универсальным в функции объяснения [Юдин 1976, 66—67]. Использование деятельностной объяснительной схемы в советской психологии связано с именами Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна.
Теория деятельности А. Н. Леонтьева представляет собой психологическую теорию, построенную как применение деятельностной объяснительной схемы к исследованию психических процессов. Признание факта существования у человека различных форм высокоразвитого мышления (практическое, теоретическое мышление, наглядно-действенный интеллект), признание того, что эти сосуществующие формы не противопоставлены друг другу ни по степени развитости, ни по критерию «внешнее — внутреннее» [Теплов 1945], дает возможность применить деятельностную объяснительную схему к исследованию мышления и речевого мышления.
Теория речевой деятельности, сформировавшаяся в процессе приложения основных положений теории деятельности к речи, в решение проблемы речевого мышления внесла вклад разработкой модели порождения речи и исследованием проблемы речевого общения.
Мыслительная деятельность – предыдущая | следующая – Семиологическая грамматика