Все это можно было бы считать не увлечением, а лишь своеобразной манерой поведения, формой общения. Однако вся эта деятельность занимает время и место увлечений, получает определенную эмоциональную окраску.
Один и тот же предмет увлечений может основываться на разных побуждениях, т. е. относиться к разным типам хобби. Например, занятие музыкой может быть и удовлетворением эстетической потребности и эгоцентрического желания привлечь к себе внимание, «выделиться» среди других, и просто служить одному из мануальных хобби, когда, например, желание бренчать на гитаре рождается так же, как научиться плавать или кататься на велосипеде.
По данным Ю. А. Скроцкого [Патохарактерологические исследования…, 1981], обследовавшего подростков 16—17 лет из разных учебных заведений, у 57 % нет постоянного увлечения, и они легко меняют одно на другое. Еще 8 % к своим увлечениям относятся как к занятиям от скуки, а предпочитают проводить время «на улице» среди знакомых сверстников (т. е. имеет место информативно-коммуникативное хобби) — они не переносят одиночества, так как не умеют сами себя занять. Постоянные интеллектуальные увлечения имеются лишь у б % — третья часть этих подростков любит уединение. В 15 % случаев предпочитаются разные виды искусства, но почти половина этих подростков в поведении склонна к демонстративности. Около 14 % постоянно заняты каким-либо видом спорта, и здесь демонстративность обнаруживается лишь у пятой части.
Увлечения могут быть одной из форм психологической защиты. Они становятся путем ухода от неприятностей и даже тяжелых невзгод, позволяют отвлечься от них. Данная форма психологической защиты, видимо, особенно присуща шизоидному типу. В таких случаях подросток оказывается целиком поглощенным своим увлечением в самый неподходящий, с точки зрения старших, момент. Например, шизоидный подросток, преданно ухаживающий за умирающей от рака матерью, тут же у ее постели усиленно занимался по самоучителю ненужным в его будущей жизни редким иностранным языком. Для гипертимного подростка увлечения служат отдушиной для его ненасытной жажды деятельности.
Увлечения подростков могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или в силу чрезвычайной интенсивности увлечения, когда ради него забрасывается учеба, работа, все дела и обязанности и даже ставится в опасность собственное благополучие. Или же это происходит в силу необычности, странности или асоциального характера самого предмета увлечения. Патологические увлечения являются одним из характерных для подросткового возраста синдромом (см. гл. V).
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Половое влечение развивается постепенно на протяжении всего подросткового периода. Оно отличается малой дифференцированностью (особенно в младшем и среднем подростковом возрасте) и нарастающей силой, которая в старшем подростковом возрасте обусловливает «юношескую гиперсексуальность». Вследствие недостаточной дифференцированности и большой силы влечения легко возникают отклонения, которые являются транзиторными: онанизм, ранняя половая жизнь, петтинг, транзиторный подростковый гомосексуализм и др. Они описываются в разделе о транзиторных сексуальных девиациях (см. гл. V). В развитии этих отклонений участвуют также реакция группирования и реакция имитации. Сексуальные девиации не должны рассматриваться как патологические, если не соответствуют критериям, изложенным далее (см. стр. 32). В благоприятных условиях и при правильных воспитательных мерах они легко устраняются.
Кроме сексуальных девиаций, формирующееся половое влечение может проявляться опосредованно, через иные нарушения поведения, например, выражаться аффективными агрессивными реакциями в отношении соперников или лиц, унижающих подростка в глазах объекта влечения, демонстративными реакциями с целью привлечь к себе внимание этого объекта, аутоагрессивными реакциями на свой действительный, а чаще мнимый неуспех и т. п.
Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте. Эти реакции описаны рядом французских авторов (G. Heuyer, j. Dub-Ltaeau, Н. Joli, L. Michaux — цит. по A. E. Личко, 1983) и широко использовались для понимания нарушений поведения у детей советскими психиатрами [Сухарева 1 . Е., 1959; Кербиков О. В., 1961; Ковалев В. В., 1979]. В качестве обобщающих названий для всей этой группы реакций использовались самые разнообразные наименования (цит. по В. В. Ковалеву, 1979): «характерологические и ситуативные реакции детского возраста» [Симеон Т. П., 1935], «общие аффективные реакции ребенка» [Michaux L., 1950], «неврозы характера у детей» [A!by J., 1958], «психоневротические расстройства поведения» [Stutte Н., 1967], «нарушения поведения у детей и подростков» [Jenkins R., 1969; Colinitz G., 1970], «адаптивные реакции» [Ушаков Г. К., 1978].
К детским поведенческим реакциям относятся реакции отказа, оппозиции, имитации, компенсации и гиперкомпенсации.
Реакция отказа (demission) от контактов, игр и даже от пищи описана у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места (помещение в детское учреждение, переезд на новое место жительства и т. п.). У подростков эта реакция встречается редко. С нею можно столкнуться при помещении в воспитательные учреждения. Подобным образом могут реагировать инфантильные субъекты на отрыв не только от семьи, но и от привычной компании сверстников. В последнем случае такое поведение представляет, возможно, инфантильный вариант реакции группирования.
увлечения – предыдущая | следующая – реакция оппозиции
Подростковая психиатрия. Содержание.