Яндекс.Метрика

Глава 4. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков (продолжение)

 

Таблица 1. Шкала мужественности – женственности по ПДО

Шкала муже6ственности (m) Шкала женственности (f)
Тема ПДО № выбора Число баллов Тема ПДО № выбора Число баллов
1-е исследование
Самочувствие         Сон                    Аппетит                             » 

Отношение к:

спиртным напиткам сексуальным пробле­мам

Отношение к: деньгам родителям окружающим будущему приключениям опеке

Оценка себя в данный момент

1

7

15

 

3

 

 

10

 

 

4

10

5

3

3

1

1

2

1

1

 

1

 

 

1

 

 

1

1

2

1

1

1

1

Пробуждение ото сна Отношение к:     одежде родителям приключениям опеке 

»

»

правилам и законам

школе

 

 

6

8

7

11

13

14

11

4

 

 

1

2

1

2

3

2

1

1

2-е исследование
Пробуждение ото сна Аппетит 

Сексуальные проблемы Отношение к деньгам Оценка себя в данный мо­мент

»

 

3

1

 

1

 

10

 

 

13

 

1

1

 

1

 

1

 

 

1

Отношение к: 

спиртным напиткам

 

окружающим

8 

2

1 

1

Показатель мужественности — женственности (m—f) для подростков разработан недавно [Личко А. Е., Иванов Н. Я-, Озерецковский С. Д., 1982]. Шкала для оценки этого показа­теля в прежних сборниках по ПДО не публиковалась и по­этому приводится здесь полностью (табл. 1). Суждение о пре­обладании черт мужественности или женственности делается на основании разности суммы баллов m—f. Разность со зна­ком «плюс» свидетельствует о преобладании черт мужествен­ности, со знаком «минус» — черт женственности. Эта шкала была валидизирована Н. Я. Ивановым путем сравнения ча­стоты разных выборов по всем темам ПДО у двух контингентов здоровых подростков 15—17 лет, у которых половое разли­чие выбранных социальных ролей (будущей профессии прежде всего) могло выявиться наиболее четко. Мужской контингент составили TDTJ учеников Арктического морского училища с предстоящим после его окончания трудом в суровых ус­ловиях Арктики и Антарктики.

Таблица 2. Показатели мужественности-женственности у здоровых подростков 15-17 лет

Число обследованных Средние показатели ± средняя ошибка % подростков с преобладанием черт
Группы обследованных Мужественности m>f Женственности m<f Без преобладания m=f
m f m-f

Подростки женского пола

Ученицы хореографического 

училища Лыжницы из физкультурного

техникума

22 50 2,2 ±0,4 

2,9 ±0,2

5,9 ±0,8 

3,1 ±0,3

-3,7 ±0,8 -0,2 ±0,3 8 40 88 

36

4 24

Подростки мужскогопола

Ученики   Арктического мор­ского училища 

Боксеры из физкультурного техникума

Ученики хореографического училища

50 46 18 3,8 ±0,2 4,0 

3,2 ±0,4

1,8 ±0,3 1,3 

3,4 ±0,6

+2,0 ±0,3 +2,7 

—0,2 ±0,6

84 77 

33

12 9 

54

4 14 13

Женским контингентом были 100 учениц педагогического училища, готовящего воспитателей детских садов. Статистической обработкой выявлено 30 выбо­ров (из более 600 предлагаемых в ПДО), где с высокой до­стоверностью частота их преобладала у одного из полов (р< <0,005). В 19 случаях преобладание было у юношей, в 11 — у девушек. Проект шкалы был проверен на следующих контингентах подростков 15—17 лет: 1) на 50 других учениках того же Арктического училища; 2) на 46 учениках физкультурного техникума, специализирующихся в группе боксеров; 3) на 22 ученицах хореографического училища. В этих контингентах ожидались максимальные показатели мужественности (в пер­вых двух) и женственности (в третьем). Кроме того, были ис­следованы еще две группы учащихся, где условия обучения могли в какой-то мере способствовать феминизации юношей и маскулинизации девушек. Это были 18 подростков мужского пола из хореографического училища и 50 подростков женского пола из физкультурного техникума, специализирующихся в беге на лыжах на дальние дистанции. Результаты этих про­верочных исследований подтвердили высказанные предположе­ния (табл. 2), что позволило считать предлагаемую^ шилу ди­агностически достаточно валидной. Следует оговориться, что предлагаемая шкала предназначена вовсе не для оценки сексу­альных склонностей, а лишь для суждения о доминировании черт мужественности или женственности в общей системе лич­ностных отношений, что сказывается на поведении в 4целом, тем более, что из 30 выборов шкал m и f только два. относятся к сексуальным проблемам.

индекс В – предыдущая | следующая – шкала субъективной оценки

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание