История развития подростковой психиатрической помощи
Первая попытка содержать подростков в психиатрической больнице отдельно от детей и взрослых была предпринята в начале 50-х годов во Франции [Sivadon P., Schweich М„ Halm А., 1955]. Но этот опыт, несмотря на положительный результат, распространения не получил.
Детские психиатрические больницы создавали специальные отделения для старших, но в них оказывались подростки 12—15 лет — с 16 лет и старше в эти больницы не принимали.
В 60-х годах в США начали создаваться подростковые отделения в психиатрических больницах. В Нью-Йорке была осуществлена попытка даже открыть специальную подростковую психиатрическую больницу [Schonfeld W., 1968]. Возникли различные амбулаторные и полустационарные формы психиатрической помощи подросткам — их развитие, в основном, было вызвано распространением подростковых наркоманий. Наибольшее распространение в США получила новая форма подростковой психиатрической службы, получившая название «резиденциальной терапии» [Modern perspective…, 1971; Easson W., 1973 — цит. по А. Е. Личко, Ю. А. Строганов, 1975). Она подразумевает создание нечто вроде «психиатрических интернатов», где сочетаются учеба, воспитание и лечение подростков с психическими нарушениями.
Тем не менее в американской психиатрической литературе остро дискутировался вопрос о том, нужна ли вообще подростковая психиатрия как специальность и отдельные организационные формы психиатрической помощи для подростков.
В США было создано научное общество подростковых психиатров, первым президентом которого стал Уильям Шонфельд (W. Schonfeld). Стало стремительно расти число публикаций по подростковой психиатрии в научных журналах, хотя число специальных монографий до сих пор остается небольшим. Подростковая психиатрия как особая отрасль стала развиваться в Англии, Франции и других западных странах. В 1967 г. канадские психиатры провели первую международную конференцию по подростковой психиатрии [Shamsie S., 1967].
В нашей стране первые подростковые отделения были открыты в психиатрических больницах Москвы и Ленинграда в конце 60-х годов. Их опыт сразу получил поддержку и вопрос о развитии подростковой психиатрической помощи был решен положительно [Чуркин А. А., Трифонов О. А., 1980]. Однако создание новой специализированной психиатрической службы сопряжено прежде всего с подготовкой высококвалифицированных специалистов — подростковых, психиатров. Поэтому до сих пор подростковая психиатрическая помощь переживает период становления. Лишь в крупных психиатрических больницах появились особые подростковые отделения, а подростковые психиатры в психоневрологических диспансерах имеются только в больших городах. Где они отсутствуют, все остается по-прежнему: те, кто не достиг 15 лет, лечатся у детских психиатров, госпитализируются в детские психиатрические отделения, а с 15 лет подростки обслуживаются как взрослые.
Специфические особенности психопатологии и течения психических заболеваний, лечения и реабилитационных мероприятий в подростковом возрасте, значительно усилившиеся в эпоху акселерации развития и научно-технической революции, настоятельно диктуют создание специализированной подростковой психиатрической помощи и соответствующей подготовки подростковых психиатров.
Подростковые отделения психиатрических больниц
Подростки трудны в отделениях для взрослых из-за беспокойства, чрезмерной эмоциональности, шума и суетни, которые они создают. К тому же психиатрическое наблюдение за подростками имеет свою специфику. Их содержание в больнице требует организации такого режима, при котором подростки никогда не оставались бы ничем не занятыми и предоставленными самим себе. Это требует организованного труда, учебы, развлечений. Однако подростки не менее трудны и в детских отделениях, где они часто обижают, травмируют, а порой и развращают малолетних.
Все это побуждает в больших психиатрических больницах создавать специальные подростковые отделения. В небольших больницах младших подростков (до 14 лет) лучше помещать в детские отделения, а старших (16—17 лет) —во взрослые. В отношении среднего подросткового возраста (14—15 лет) вопрос следует решать индивидуально: в зависимости от наличия признаков акселерации и инфантилизма, учитывая также психическое состояние и склонность к делинквентности.
В подростковые отделения психиатрических больниц в настоящее время направляются подростки 15—17 лет. Младшие подростки, как правило, помещаются в детские отделения. Однако в случаях выраженной акселерации или делинквентности 12— 14-летних подростков следует направлять в подростковые отделения. И наоборот, инфантильных 15—16-летних иногда рациональнее помещать в детские отделения, где они лучше адаптируются. Некоторых подростков 14—17 лег с криминальным прошлым, выраженными садистскими или гомосексуальными склонностями необходимо бывает госпитализировать в отделения для взрослых со строгим надзором.
Подростковые отделения должны предусматривать раздельное содержание подростков мужского и женского пола. Однако между ними должны осуществляться постоянные регулируемые персоналом контакты: можно иметь общие комнаты дневного пребывания, общие классы и мастерские. Целесообразно устраивать совместные развлечения — танцы, экскурсии. Полная изоляция мальчиков и девочек друг от друга приводит к распространению транзиторного подросткового гомосексуализма. Однако для совместного пребывания подростки должны специально подбираться в зависимости от их психического состояния и поведения.
особенности реабилитации – предыдущая | следующая – полустационары
Подростковая психиатрия. Содержание.