3. Моторные ошибки:
а) ошибки двигательного запуска («чубесные» вместо «чудесные», «поднян» вместо «поднят»);
б) графический поиск при написании букв;
в) лишние элементы при воспроизведении букв (И — Й, И — Ш:«цветамш» вместо «цветами»);
г) недописывание отдельных элементов букв (Е — Ё) («темной» вместо «тёмной, «ис» вместо «их», «стебелек» вместо «стебелёк»);
д) персеверации— повтор предыдущей буквы (слога):
— согласных букв («стебелёл» вместо «стебелёк», «корарблики» вместо «кораблики»);
— гласных букв («шариик» вместо «шарик», «кувшиинки» вместо «кувшинки»);
— слогов («словновно» вместо «словно», «списысывание» вместо «списывание»);
— неоднократные правильные обводки букв.
4. Зрительно-моторные ошибки:
а) смешения оптически сходных букв («очи» вместо «они», «две- там» вместо «цветам», «радные» вместо «разные»);
б) неточность передачи графического образа буквы;
в) неадекватное начертание букв.
5. Зрительно-пространственные ошибки:
а) зеркальность букв («Зжик» вместо «Ёжик», «спи)ывание» вместо «списывание»);
б) неточность оформления рабочей строки (во всех письменных работах оцениваются по выполнению первой и последней строки):
— неудержание строки во время письма:
За каждую ошибку данного вида начисляется по 1 баллу.
Общее количество выходов за верхнюю границу первой и последней строк на 1 мм и более __
Общее количество выходов за нижнюю границу первой и последней строк на 1 мм и более__ Всего:________;
За каждую ошибку данного вида начисляется по 0,5 балла.
Общее количество выходов за верхнюю границу первой и последней строк менее 1 мм__
Общее количество выходов за нижнюю границу первой и последней строк менее 1 мм __ Всего:________;
— колебания высоты букв:
Общее количество букв в первой и последней стоке, написанных ниже верхней границы строки __ (при широкой разлиновке считаются буквы, которые по высоте написаны ниже, чем все остальные в строке);
— колебания наклона букв:
Общее количество букв без наклона или с левосторонним наклоном в первой и последней строках при общем правостороннем наклонном письме__;
— отсутствие слитности написания букв в словах;
— несоизмеримость элементов одной букв;
— неравномерность расстояний между словами;
— левостороннее игнорирование пространства;
— «избегания» переноса слова (выходы за пределы полей и рабочей строки).
Отдельно анализируются ошибки, встречающиеся преимущественно у учащихся первых классов:
— количество предложений необоснованно написанных с новой строки;
— заголовок письменной работы написан не посередине (сильно сдвинут влево или вправо);
— первое слово текста написано рядом с его названием.
6. Ошибки звукового анализа и синтеза.
Данная группа ошибок может встречаться как на уровне буквы, так и слога, в связи с тем, что слог, особенно у первоклассников, в силу несформированности фонемного анализа может восприниматься ими как целая и нечленимая единица.
а) пропуски букв:
согласных:
— парных звонких согласных, парных глухих согласных («понят» вместо «поднят», «цеток» вместо «цветок», «тебельке» вместо «стебельке», «высоие» вместо «высокие»);
— непарных звонких, непарных глухих согласных («касивыми» вместо «красивыми», «кувшики» вместо «кувшинки»),
гласных:
— А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке» вместо «стебельке», «лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко»);
знаков:
— Ъ («подъём» — «подём»),
б) вставки букв:
согласных:
— парных звонких согласных, парных глухих согласных («расцветай» вместо «расцвели», «будтоны» вместо «бутоны»);
— непарных звонких, непарных глухих согласных («повеляло» вместо «повеяло», «разцвернулся» вместо «развернулся»);
гласных:
— А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут» вместо «плывут», «расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был»);
знаков:
— Ь и Ъ («лесьном» вместо «лесном», «проехал» — «пъроехал»),
в) перестановки букв:
— хаотичные перестановки («лозотые» вместо «золотые», «от- цевли» вместо «отцвели»);
— реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге («чуседные» вместо «чудесные»);
— реверсия букв в слове («ему» вместо «уме»),
г) антиципация букв:
— согласных («с лесной» вместо «к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие»);
— гласных («чедесные» вместо «чудесные», «плувут» вместо «плывут»).
Дополнительно в каждой работе характеризуются особенности реализации письма, за каждую из которых в случае обнаружения начисляется по 1 баллу:
— гипертонус или гипотонус при письме;
— микрография или макрография.
Подсчёт среднего показателя ошибок письма (т) у каждого ученика производится отдельно для согласных, гласных букв и дополнительных знаков в связи с различным их количеством в контрольных текстах. Например, количество ошибок, допущенных в работе, в написании согласных букв делится на их общее количество, содержащееся в выполняемом тексте.
Аналогично подсчитываются ошибки на гласные буквы, Ь и Ъ (О.Б. Иншакова, 2004).
В зависимости от задачи, стоящей перед обследованием, среднее число ошибок может высчитываться как для всех видов письменных работ, так и отдельно для диктантов или списывания. Это позволяет уточнить, какой вид перешифровки информации (из слуховой модальности в двигательную или из зрительной в двигательную модальность) оказывается для учащегося наименее успешным.
Только в том случае, если выявленные ошибки отражают нарушение фонематического принципа письма, проявляющегося в несформированности трех основных операций письма (по А.Р. Лурия), носят стойкий, повторяющийся характер и самостоятельно в процессе обучения ребёнком не преодолеваются, их можно считать проявлением дисграфии.
Другие виды ошибок, допущенные в письменных работах учащихся, такие как традиционные написания (сочетаний -жи, -ши, -чн, -чк и др.), орфографические ошибки, регулируемые применением правил и метаязыковые, к котором следует относить ошибки обозначения границ предложения в виде отсутствия заглавной буквы, точки, а также слитное написание слов (в том числе предлога со словом), разрыв в написании слов и т. д. к дисграфическим ошибкам не относятся и анализируются отдельно.
Совокупность некоторых приведенных ранее ошибок и ряд других может характеризовать состояние функции регуляции и контроля детей с дисграфией, так как письмо без участия данных процессов оказывается невозможным. При слабости функций программирования и контроля часто встречающимися будут:
1) пропуски элементов букв, букв, слогов, слов;
2) персеверации элементов букв, букв, слогов, слов;
3) контаминации;
4) антиципации;
5) ошибки обозначения границ предложения;
6) орфографические ошибки письма.
Большое количество перечисленных ошибок при хорошем знании правил Т. В. Ахутина рассматривает как проявление регуляторной дисграфии.
Дисграфические ошибки – предыдущая | следующая – Обследование чтения
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников