Детские страхи (продолжение)

Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

4. Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

На этот возраст приходится наибольшее количество страхов и опасений. Это период интенсивного интеллектуального развития, развития способности к обобщениям, осознания категория времени и пространства. Теперь страхи ребёнка имеют не только эмоциональную, но и рациональную основу. К концу дошкольного возраста у ребёнка постепенно уходит центрация на себе, у него появляются социальные страхи, опасения за жизнь и благополучие других. Ведущим страхом этого возраста является страх смерти – ребёнок осознаёт категорию времени и понимает, что смерть неизбежна. Выражается это в страхе смерти родителей, заболеваний, страхе стихийных бедствий, огня, пожара, войны. Этот страх проходит со временем, если в семье нет постоянных разговоров о болезни и о смерти, если родители поддерживают и понимают ребёнка.

У старших дошкольников развивается способность к прогнозированию будущего, и поэтому  в 6-7 лет нередко появляются признаки тревожности, мнительности, что проявляется в вопросах: «А мы не опоздаем?», «А ты купишь?», «А мы ничего не перепутали?», «А вдруг я не буду красивой?». Эти возрастные проявления тревожности, мнительности, навязчивости уходят, если родители спокойны, уверены в себе, жизнерадостны, могут вместе с ребёнком проанализировать ситуацию, убедить его в напрасности опасений.

5. Младший школьный возраст (7-11 лет)

В этом возрасте ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника существенно уменьшает эгоцентрическую направленность личности и биологические, эмоциональные формы страха. В то же самое возрастает количество социальных страхов, что неудивительно, ведь социальная позиция школьника накладывает на ребёнка чувство ответственности, долга, обязанности. Ведущий страх в данном возрасте – это страх быть неуспешным в учебной деятельности, страх не оправдать ожидания родителей, быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают. Эти страхи постепенно уходят, если родители поддерживают своего ребёнка, помогают ему овладеть учебной деятельностью, предъявляют разумные требования, проявляют безоценочную любовь к ребёнку и принятие.

6. Подростковый возраст (11-16 лет)

Одна из важнейших потребностей данного возраста – потребность быть собой, сохранить и подчеркнуть свою индивидуальность. С другой стороны, для подростка очень важна принадлежность группе, он стремится быть вместе со всеми, быть принятым и понятым. Из потребности быть собой вытекает страх быть не собой, который также можно интерпретировать как страх изменений. Из потребности быть частью группы вытекает страх неприятия со стороны сверстников. В целом, типичными для подросткового возраста являются страхи одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны сверстников, боязнь не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой и т.д. Все эти страхи носят преходящий характер и уходят по мере решения подростком ключевых задач развития данного возраста.

Вышеописанные страхи естественны и являются неотъемлемой частью процесса развития. Однако иногда страхи принимают крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок) или затяжное, навязчивое, трудно обратимое течение. Патологические страхи негативно влияют на эмоционально-личностное и познавательное развитие ребёнка, на его психическое и физическое самочувствие. Страх проявляется в исчезновении большинства положительных эмоций, оптимистического взгляда на происходящее, затормаживает психическое развитие ребёнка, подрывает уверенность ребёнка в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость  и упорство в достижении целей. Нарастающая эмоциональная напряжённость и постоянные опасения сделать что-то не так приводят к уменьшению познавательной активности, любознательности и любопытства. Ребёнок становится скованным бесконечными опасениями, излишне осторожным. Патологические формы страха, безусловно, оказывают негативное влияние на развитие ребёнка, поэтому необходимо разобраться в их причинах.

Во-первых, можно говорить о биологических предпосылках появления страха. К появлению патологического страха предрасположены дети со слабым инертным типом нервной системы. Такие дети очень впечатлительны, ранимы, демонстрируют глубокие реакции, склоны долго переживать отрицательные эмоции, имеют тенденцию застревать на мелочах, несущественных деталях. Однако особенности темперамента являются всего лишь предпосылкой, а проявятся они или нет зависит от условий воспитания ребёнка, то есть от социальных факторов.

Во-вторых, патологический страх может быть связан с характерологическими особенностями ребёнка. Многочисленным страхам подвержены тревожные, чуткие, неуверенные в себе дети. Однако при правильном воспитании эти черты могут быть существенно сглажены и не привести к появлению патологических страхов. Стоит помнить, что чувствительные дети очень остро переживают даже малейший недостаток внимания со стороны родителей. Им крайне необходимы понимание и забота.

Таким образом мы медленно подошли к основному фактору, влияющему на появление патологических детских страхов, – характеру детско-родительских отношений, особенностям воспитания. Ниже перечислим основные черты воспитания, провоцирующего развитие реакций страха:

детские страхи – предыдущая | следующая – родительская любовь

Вернуться в раздел “Психология каждому”

Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.