Детские страхи (продолжение)

Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

1. Дефицит эмоционального принятия, тепла, любви, заботы, строгость, авторитарность родителей.

Родительская любовь и тепло – лучшее лекарство от опасностей окружающего мира, лучшая защита и гарант безопасности. Дети, испытывающие дефицит любви, тепла, заботы со стороны родителей с высокой вероятностью будут испытывать самые разнообразные виды страхов (от страха темноты и замкнутых пространств до страха одиночества, разнообразных сказочных персонажей и т.п.). Это неудивительно, ведь дети, растущие в таких семьях, чувствуют себя крайне незащищёнными, в их представлениях нет рядом того человека, который в любой момент придёт на помощь.

2. Завышенные ожидания, требования родителей.

У ребёнка формируется страх не оправдать родительские ожидания, не соответствовать их требованиям.

3. Чрезмерность запретов, наказания за их несоблюдение.

Как правило, чем больше родители устанавливают запретов, тем больше становится поводов для наказаний. Усугубляет ситуацию также использование наносящих вред психологическому здоровью ребёнка наказаний, таких как крик, гнев, лишение родительской любви, физических наказаний. Всё это вызывает у ребёнка устойчивый страх быть наказанным, который также проявляет себя в самых разных формах. Очень часто дефицит родительской любви, защиты в сочетании с чрезмерностью наказаний проявляют себя в страхе Бабы Яги, Кощея и т.п. Баба Яга, укравшая ребёнка из дома,  – крайний вариант переживания ребёнком собственной незащищённости, страха наказания.

4. Стремление родителей распланировать жизнь своего ребёнка, предопределить его судьбу, особенно в вопросах его достижений, социального статуса и т.п.

Постоянное планирование вызывает у ребёнка страх перед всем неизвестным: деятельностью, местом, людьми, спонтанностью. Кроме того, здесь также имеет место страх быть отвергнутым в том случае, если ребёнок не реализует планы родителей.

5. Гиперопекающая тревожная мать.

Как правило, в данном случае ребёнок является носителем огромного количества внушённых страхов. Такие матери существенно ограничивают свободу, проявления самостоятельности ребёнка, что особо пагубно может сказаться в 2-3 года и в подростковом возрасте. В результате дети испытывают неуверенность в своих силах, страх неспособности самостоятельно справиться с трудными ситуациями. Кроме того, круг явлений, вызывающих у таких детей реакцию страха, гораздо шире, чем у их «бесстрашных» сверстников. И это неудивительно, ведь дети тревожных родителей только и слышат: «Не трогай – поранишься», «Не болтай – подавишься», «Не бегай быстро – упадёшь». Из-за чрезмерного запугивания ребёнок становится скованным и зажатым, безынициативным и пассивным.

6. Использование в общении с ребёнком угроз, предупреждений, предостережений. Эти высказывания содержат информацию о негативных для ребёнка последствиях невыполнения им требований взрослого. В угрозах, как правило, речь идёт о наказаниях, лишениях, негативных следствиях поступка ребёнка.

7. Семейные конфликты.

Постоянные ссоры родителей негативно влияют на душевное состояние ребёнка, лишая его спокойствия и уверенности, что всё хорошо в этом мире. Ведь для ребёнка микромир семьи – это источник представлений о макромире. Наиболее чувствительны к конфликтам в семье дети-дошкольники, причём девочки воспринимают ссоры более эмоционально, близко к сердцу. Особенно сильно состояние ребёнка связано с состоянием матери в первые годы его жизни. Неблагоприятно влияют нервно-психические перегрузки, испытываемые матерью вследствие вынужденной или преднамеренной подмены социальных ролей. Наблюдается увеличение количества страхов у детей в семьях, где мать выполняет доминирующую роль (вместо отца). Матери, совмещающие профессиональные и семейные обязанности, как правило, раздражительны и беспокойны. В результате у их детей возникает постоянное беспокойство, страх крика и угроз.

8. Состав семьи.

У детей из неполных семей количество страхов заметно выше, особенно это касается дошкольников, которые более чувствительны к разрыву отношений между родителями. Именно в 5-7 лет дети стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, т.е. мальчики стараются во всём быть похожими на отцов, а девочки – на матерей. Следовательно, мальчикам, растущим без отца, но с чрезмерно опекающей матерью, характерна несамостоятельность, инфантильность и боязливость. У девочек же нарастание страхов больше зависит от факта общения с беспокойной, лишённой опоры и склонной к переживаниям матерью.

Кроме того, огромную роль в развитии патологических страхов играет дефицит  взаимодействия со сверстниками, особенно общения в контексте сюжетно-ролевой игры. Ведь именно в игре можно проиграть пугающие ситуации, игра является прекрасным способом разрядки эмоционального напряжения, источником радости и чувства общности с другими детьми. Недостаточная двигательная активность и потеря навыков коллективной игры способствуют обеднению эмоциональной жизни детей, развитию у них беспокойства. Многие родители считают игру бесполезным времяпрепровождением, не знают о том, что игра имеет ведущую роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Вследствие раннего и усиленного обучения у детей имеет место ранняя и односторонняя интеллектуализация. Их общение с родителями строится преимущественно на абстрактно-отвлечённом, а не на наглядно-конкретном уровне. В результате ребёнок учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, вместо того, чтобы активно преодолевать различные жизненные трудности.

патологический страх – предыдущая | следующая – коррекция детских страхов

Вернуться в раздел “Психология каждому”

Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.