Особенности психотерапевта

 

Некоторые качества врача  и его помощника, влияющие на эффективность лечения    

Эффективность лечения зависит, прежде всего, от врача, но большое влияние оказывают и другие участники лечебного процесса – регистратор, медсестры, психологи, санитарки. Четкое выполнение ими своих обязанностей, внимательное и доброжелательное отношение к пациентам иногда важнее лекарств.

Регистратор

 Регистратор – помощник врача-психотерапевта. Он  отвечает на телефонные звонки, и от его работы во многом зависит, обратится ли  человек в данное медицинское учреждение. В день он иногда отвечает на сотни звонков, в том числе конфликтным, психически нездоровым людям. Регистратор первым начинает лечение, укрепляя уверенность больного в необходимости лечения и возможности выздоровления, доверие к методу лечения и профессионализму врачей. Он сопровождает пациента в процессе лечения и докладывает врачу о его особенностях. В его задачу входит также наблюдение за реакцией пациента и его самочувствием непосредственно после сеанса лечения.
Хорошим регистратором может быть только специально подобранный и подготовленный человек, с особыми психологическими качествами: общительный, терпеливый, доброжелательный, внимательный, усидчивый, с приятным голосом. Кроме того, работать с большой психической отдачей можно только имея высокую мотивацию, уверенность в эффективности метода лечения, испытывая уважение к врачу.  Подготовка грамотного регистратора занимает несколько лет. Разумеется, его труд требует высокой моральной и материальной оценки. При большом количестве пациентов не целесообразно загружать регистратора больше 2-3 дней в неделю. Если регистратор работает автономно в филиале и отвечает также за организацию процесса лечения, то его роль и значение возрастают.

Врач

 Чтобы быть хорошим врачом необходимо иметь целый ряд качеств. Причем, каждая врачебная специальность предъявляет свои требования. В том числе, и специальность врача-психотерапевта, изменяющего внутренний мир пациента словом и жестом, тем более, если он использует методы внушения и убеждения. Некоторые необходимые способности врожденные, и плохо поддаются развитию. Другие можно развить специальными тренировками под руководством хороших учителей.  Со временем каждый врач, приобретает   внутренние и внешние черты свойственные людям данной профессии и становится узнаваемым.

   «Занятия откладывают отпечаток на характер.»

   «Человек — это то, что он постоянно делает.» Аристотель

   «Деятельность есть наше определение.» Иммануил Кант

Так , врачей отличают некоторые особенности мышления.

Если к фельдшеру придет человек с жалобами на головную боль, то фельдшер может дать ему анальгин. Опытный фельдшер, обязательно поинтересуется, нет ли у пациента на него аллергии. Хороший фельдшер спросит, бывало ли у пациента подобное состояние раньше и что при этом помогало.  Услышав ответ, что помогала валерьянка, он удивится, но предложит: «Давайте-ка, я лучше вам дам настой корня  валерианы!»
Если тот же пациент обратится к врачу, то тот вместо лекарства может посоветовать больному носить подтяжки и похудеть. Потому, что видит перед собой полного человека, который, пытаясь выглядеть стройнее, туго перетянул живот ремнем. От чего нарушилось кровообращение, образовался застой крови в верхней части туловища, повысилось артериальное давление, которое и вызвало головную боль.

Врачи обучены мышлению в определенных медицинских категориях и настроены на понимание   механизма патогенетического процесса. Учитывая ответственность при принятии того или иного решения, они всегда с недоверием относятся к знаниям, полученным «непрозрачным» путем, к методам, представляющимся им «черным ящиком», а также к критериям, показателям и их градациям, не имеющим реального основания.  Диагностика и дифференциальная диагностика, прогнозирование значительной степени осуществляются на основе накопленных знаний и опыта, поэтому врачи хорошо воспринимают и понимают частоту явлений и вытекающие из нее вероятностные оценки – шансы. В своей практике они используют разнообразные типы показателей, легко их комбинируют и объединяют. У врачей  иногда возникает необходимость принятия коллективного решения, но чаще для того, чтобы разделить ответственность. Поскольку практика показывает, что правильным будет не самое распространенное мнение в группе, а мнение наиболее опытного и квалифицированного специалиста, а также поиск более информативного метода диагностики.
Требования к врачу определяются не только объективно, стоящими профессиональными задачами, но и зависят от представлений пациентов и медицинского сообщества об «идеальном враче». Эти представления были различными в разных эпохах, культурах, странах и очень зависят от традиций. Даже в наше время, представление о «хорошем враче» отличаются в странах Азии, Африки или Европы.  Более того, каждый пациент по-своему представляет себе идеального врача.

Микрофакторной подход рассматривает врача как лечебный фактор и требует детального анализа, систематического формирования необходимых в работе качеств, планомерного и целенаправленного использования их для повышения эффективности лечения.

 

Личность и профессионализм