2.4. Понятия «синдромный анализ» и «нейропсихологический синдром»
Выявленный в обследовании симптом указывает на наличие локального поражения, но еще ничего не говорит о его локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор и на его основе определить возможную локализацию. Эта процедура носит название нейропсихологического синдромного анализа нарушений ВПФ, возникающих при локальных поражениях мозга (рис. 2.1
Известно, что один участок мозга может приводить к нарушению целого ряда психических функций, то есть он является общим звеном нескольких функциональных систем. Это означает, что при поражении определенного участка мозга мы можем иметь дело с целым рядом симптомов нарушения разных психических функций, с симпто- мокомплексом или синдромом.
Нейропсихологический синдром — это закономерное сочетание симптомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга.
Можно ли использовать понятия «симптом», «синдром» и процедуру синдромного анализа при анализе состояния психических функций у детей в том же контексте, что и у взрослых?
Положительный ответ на этот вопрос возможен в том случае, если основные принципы морфологической, нейрофизиологической организации и работы функциональных систем у детей и взрослых совпадают. Основным, в этом случае, должно быть совпадение функций мозговых зон, которые включаются в функциональные системы. Например, и у ребенка, и у взрослого за анализ речевых звуков должна отвечать левая височная область мозга. Понятно, что при этом возможности функциональных систем ребенка и взрослого окажутся различными в силу разной степени их сформированное™ и продуктивности. Можно ли в этом случае утверждать, что анализ речевых звуков, по мере его становления, будет осуществлять другая зона мозга и только по ходу онтогенеза, на каких-то поздних его этапах эта функция перейдет к височной области, то есть произойдет изменение локализации нервного механизма, отвечающего за фонематический анализ?
Здесь следует обратиться к устоявшемуся утверждению, основанному на принципе динамической локализации ВПФ: локализация ВПФ меняется в процессе онтогенеза и научения, упражнения, то есть на разных этапах онтогенеза психическая функция опирается на разные системы совместно работающих зон мозга. Например, ребенок мыслит припоминая (опирается на наглядные образы), а взрослый припоминает размышляя (опирается на анализ и синтез). Другими словами, изменение структуры психического процесса предполагает и изменение локализации компонентов функциональной системы, которая его обеспечивает.
Более верным кажется другое утверждение: меняется не локализация зон мозга, не система (как многозвенная морфологическая структура), которую они образуют для обеспечения ВПФ, а в ходе онтогенеза меняется характер связей между мозговъши зонами. компонентами системы, возрастающая или убывающая роль каждого из этих компонентов в обеспечении высших психических функций.
Это означает, что «материальная» структура функциональной системы как совокупность входящих в нее зон мозга может в своей базовой, «скелетной» основе оставаться инвариантной. Все ее изменения, связанные с созреванием и развитием, происходят за счет внутренних перестроек во взаимодействии компонентов, необходимых для существования этой системы, а также за счет включения в базовую структуру системы тех «гибких» звеньев, которые обусловливаются индивидуальной ситуацией развития ребенка.
Забегая несколько вперед, поскольку в последующих главах будут аргументироваться подтверждения нижеизложенному положению, можно выдвинуть основную гипотезу о локализации формирующихся психических функциях в детском возрасте.
Современные анатомические, нейрофизиологические и психофизиологические данные, связанные с проблемой возрастного созревания и развития, позволяют утверждать, что общая, жесткая морфологическая архитектура функциональных систем, представленная интегративными сочетаниями различных мозговых структур и связей между ними, складывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза. В дальнейшем происходит постепенное гетерохронное морфологическое и функциональное созревание мозговых зон, интегрированных в эти системы. В разные возрастные периоды происходят внутри- и межсистемные перестройки, в ходе которых происходит смена иерархии, существующей между отдельными компонентами внутри систем и системами. Базовая структура функциональных систем может также включать в свой состав новые «гибкие» звенья, если это обусловлено особенностями индивидуальной ситуации развития ребенка.
Эта гипотеза позволяет говорить о возможности синдромного анализа в детском возрасте, хотя и предполагает необходимость учета определенной специфики при его использовании.
В чем может проявляться эта специфика ?
Первая особенность такого анализа заключается в том, что в клинической нейропсихологии симптом рассматривается как внешнее проявление нарушения работы психической функции, определенного ее звена. Очевидно, что такое использование этого термина не всегда является адекватным, если оценивается работа формирующихся, еще неокончательно сформированных психических функций.
Ошибки, которые допускает ребенок при выполнении заданий, могут рассматриваться как симптомы, указывающие на неблагополучие той или иной функции. По такое неблагополучие может иметь под собой две разные причины:
1) нарушение работы психической функции;
2) или ее несформированность.
Итак, следует различать симптомы, связанные с повреждением, и симптомы, связанные с недостаточной функциональной зрелостью того или иного участка мозга.
основные понятия-3 – предыдущая | следующая – основные понятия-5
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста