canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Опосредование деятельности. Связь запоминания и опосредования деятельности

Опосредование психической деятельности при аффективных расстройствах в позднем возрасте

Е.Ю. Балашова, Н.Р. Старкова, Н.П. Щербакова

Москва, Россия

Современный этап развития клинической психологии характеризуется возрастанием интереса к процессам опосредования и их роли в саморегуляции психической деятельности и целеполагании. Обращение к изучению феноменологии и психологических механизмов опосредования связано с его приоритетной ролью в оптимальном функционировании когнитивной сферы и развитии личности на всем протяжении онтогенеза.

В детском возрасте постоянное расширение, усложнение, обогащение арсенала “психологических орудий” и приемов опосредования является необходимым условием развития психических процессов ребенка, становления его личности (Выготский, 1983; Леонтьев, 1981). Именно опосредование деятельности зачастую нарушается при различных формах психической патологии: шизофрении, эпилепсии, невротических и соматических расстройствах (Зейгарник, 1986; Критская, Мелешко, Поляков, 1991; Петренко, 1976; 11иколаева, 1987; Тхостов, 2002; и др.). Исследования механизмов опосредования при нормальном (физиологическом) старении и при сосудистых и атрофических деменциях показали, что их особенности связаны с возрастными нейродинамическими перестройками в работе мозга (Корсакова, Балашова, 1995). При выполнении ряда заданий осознание и переживание неуспеха вызывает у испытуемых пожилого возраста своеобразные изменения саморегуляции психической активности – усиление произвольного контроля, включение в деятельность различных компенсаторных и гиперкомпенсаторных приемов и т.п. (Корсакова, Сурикова, 1991; Корсакова, Балашова, 2000).

Представления о механизмах и эффективности опосредования психической деятельности при старении могут быть дополнены при изучении аффективных расстройств позднего возраста, в частности, депрессий. Было проведено исследование мнестико-интеллектуальной деятельности у 25 больных тревожными и тоскливо-адинамическими депрессиями (средний возраст 68±2 лет), находившихся на лечении в клинике ГУ НЦПЗ РАМН. Менее больные проходили клинико-психопатологическое, неврологическое и MРT-обследование. Контрольную группу составили 15 психически здоровых испытуемых (средний возраст 63±3 года). В исследовании использовались методики: заучивание 10 слов, “пиктограмма”, анализ сюжетных картинок и серийные счетные операции. При интерпретации результатов учитывались также данные самоотчетов испытуемых (по окончании выполнения заданий им задавались вопросы о том, использовали ли они какие-либо способы и приемы для оптимизации своей деятельности).

Результаты исследования выявили ряд различий между группами испытуемых. Так, при заучивании 10 слов у больных депрессией оказался ниже объем непосредственного (ИВ) и отсроченного (ОВ) воспроизведения, им требовалось больше предъявлений материала для полного заучивания (Табл. 1). У больных депрессией чаще возникали литеральные парафазии и неоднократные повторы слов.

Очевидно, что одним из важных факторов, оказывающим влияние на скорость и продуктивность мнестической деятельности, является включение в запоминание различных мнемотехнических приемов. Поведение испытуемых в процессе заучивания и данные самоотчетов показывали, что при выполнении методики могли использоваться разнообразные способы опосредования: сосредоточение внимания на какой-либо части словесного ряда; стремление запоминать слова, группируя их по фонетическим или смысловым признакам, ассоциирование слов со зрительными образами, даже просто загибание пальцев на руке при произнесении очередного слова. Больные депрессией в принципе использовали те же способы опосредования, что и испытуемые контрольной группы. Однако это использование носило неустойчивый характер, наблюдалась диссоциация между упоминанием тех или иных приемов в самоотчетах и отсутствием их в реальном выполнении. В ряде случаев опосредующие приемы не увеличивали, а, наоборот, снижали эффективность запоминания, например, вследствие создания чрезмерно сложных, объемных ассоциаций. Таким образом, опосредование мнестической деятельности не позволяло больным депрессией в полной мере компенсировать затруднения и достичь показателей контрольной группы.

Анализ результатов “пиктограммы” – методики, направленной именно на исследование опосредованного запоминания, также выявил межгрупповые различия (при обработке данных использовался алгоритм, предложенный Б.Г. Херсонским (2000). У больных депрессией по сравнению с психически здоровыми испытуемыми значительно замедлялось время выполнения методики, они чаще отказывались от выбора образа, демонстрировали более низкую продуктивность отсроченного воспроизведения, у них чаще встречались конкретные, индивидуально-значимые образы, “шоковые” реакции и т.п. (Табл. 2).

Приблизительно у половины психически здоровых испытуемых и у 79% больных депрессией встречались стереотипии; персеверации – у 29% и 43% соответственно; проявления т.н. “органического графического симптомокомплекса” – у 50% и 86%; фрагментарности – у 7% и 36%; нестабильность размера рисунков практически отсутствовала в норме, но наблюдалась у 43% больных депрессией.

старение – предыдущая | следующая – мнестико-интеллектуальные изменения

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика