canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Научение в эмпиризме и нативизме. Развитие при помощи научения.

Введение (научение)

Конечно, можно было бы сказать, что в данном случае речь идет также об изменении окружающей обстановки. Это верно, если окружение понимать в широком смысле; но психологи под окружением понимают психологическое окружение, воспринимаемый мир, мир успехов и неудач, попыток понимания, смен настроения и т. п. В традици­онном споре нативистов и эмпиристов окружение не оз­начало физико-химическое окружение. Делать вид, что это так, просто нечестно.

Позиция эмпиристов испытывала и другие затрудне­ния. Возможно, самым главным препятствием на пути развитая теории эмпиризма была неспособность психо­логов показать, что младенцы могут вообще чему-то на­учиться. Согласно философии эмпиризма развитие совер­шается при помощи научения, в результате успехов и/или неудач при взаимодействии с окружающей средой. Появ­ление тех или иных навыков у младенцев, происходящее без взаимодействия с окружением, явно противоречит эмпиризму. Научение — приспособление поведения в за­висимости от его успешности или неуспешности, — казалось, находилось за пределами возможностей младенцев первого года жизни, однако именно в это время их разви­тие проделывает большой путь. Кажущийся факт развития без научения прямо противоречил эмпиризму. Этот факт, разумеется, фактом более не является: было доказано, что уже в первый день жизни дети способны обучаться. Было даже высказано предположение, что лучше всего люди учатся именно в младенчестве, а не и более позднем воз­расте (Липсит, 1969). Победа досталась эмпиристам не без потерь: их теория претерпела некоторые изменении. Процесс научения у младенцев представляется теперь намного более сложным, чем он казался ранее.

Для исследования научения психологи пользуются очень простыми методическими приемами. В стандартной методике экспериментатор создает устойчивую связь между определенным видом поведения и внешним событием. В наиболее известной ситуации научения животное — голубь — клюет клавишу. Согласно схеме, построенной экспериментатором, сразу после удара по клавише голубю подается пища. Клевание называется условной реакцией, пища — подкреплением. Если организм учится в этой си­туации, то число условных реакций увеличивается [2].

Существуют разные способы подачи подкрепления. Если оно дается каждый раз, когда бывает условная ре­акция, то мы имеем постоянное подкрепление. Можно составить программу, в которой подкрепляется каждый 5-й или, скажем, 10-й ответ; это будет называться программой фиксированного отношения. Аналогично строится программа фиксированного интервала, в которой подкрепление подается только через определенные промежутки времени, например через каждые 30 секунд. Ответы, по­лучаемые во время фиксированного интервала, подкреп­ления не получают. Имеется еще программа переменного отношения, в которой число ответов, нужных для полу­чении подкрепления, меняется от подкрепления к подкреп­лению. Наконец, есть программа переменного интервала: здесь меняется интервал времени, в течение которого ответы не подкрепляются. Эти программы по-разному влияют на частоту условных реакций. Измерения, полу­ченные во время опытов, называются частотными измере­ниями. Если частота условных реакций больше при на­личии подкреплений, чем без них, значит, мы имеем до­казательство, что животное обнаружило закономерность и научилось получать подкрепления, меняя частоту своих реакций. Итак, наши доказательства строятся на коли­честве условных реакций, которые в свою очередь зависят от мотивации животного. Если оно не голодно, трудно ожидать, что оно будет стремиться к пищевому подкреп­лению. Поэтому в экспериментах на животных для обес­печения достаточной мотивации их морят голодом, доби­ваясь снижения веса до 80% нормы. В опытах с младен­цами подобные манипуляции, безусловно, исключены. Изредка в качестве награды в них использовалась пища, но лишь как дополнение к обычной нормальной диете. Однако чаще всего для мотивации младенцев пользуются привлекательными зрительными событиями.

Эффективность подкрепления имеет в подобных экспе­риментах решающее значение. Если оно не оказывает на ребенка желаемого действия, то исключается возможность демонстрации подлинных способностей ребенка к обуче­нию. Но как экспериментаторы ни стремились превзойти друг друга в выборе захватывающего зрелища, в боль­шинстве случаев их усилия не дали ожидаемого резуль­тата. Даже программа постоянного подкрепления, самая простая из всех, привела к научению лишь в некоторых случаях и в нескольких лабораториях. Анализ этих удач­ных случаев по выявил каких-либо закономерных черт, присущих использовавшимся подкреплениям. Опыты с одной-единственпой загорающейся лампочкой и значительно более сложные зрелища имели одинаковый успех. Тем не менее более глубокий анализ выявил один общий фактор. В наиболее удачных опытах программа постоянного под­крепления или совсем не проводилась, или проводилась недолго, уступая место более сложным программам неза­висимо от того, усвоил ли ее младенец. Это вызывает недоумение, так как, по-видимому, означает, что моти­вирующим фактором является не подкрепление, а сама программа. Важен был характер программы, а не харак­тер подкрепления. Казалось бы, что может быть более мотивирующим, чем само подкрепление? Ответ состоит в том, что программа может ставить перед детьми задачи и решение этих задач является для них подлинной моти­вацией в ситуации исследования научения. Хотя решение задач представляется делом, которое менее всего могло бы заинтересовать младенцев, ряд экспериментов под­тверждает правомерность данного вывода.

умственное развитие – предыдущая | следующая – подкрепление

Психическое развитие младенца. Содержание.

 

Яндекс.Метрика