От автора (направления исследования психического развития детей)


В клинической психологии детского возраста можно условно выде­лить два основных направления исследования нарушений психичес­кого развития и поведения: нейропсихологию и патопсихологию детс­кого возраста.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когни­тивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изуче­нием специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.

Патопсихология изучает закономерности аномального развития при психических и соматических заболеваниях.

Оба эти направления тесно связаны с такими дисциплинами, как –  детская неврология и нейрохирургия, детская психиатрия, дефекто­логия.

На отечественную клиническую психологию детского возраста большое влияние оказали работы Л. С. Выготского, в которых были развиты идеи о первичном дефекте, связанном с повреждением нерв­ной системы, о вторичных дефектах, отражающих нарушение психи­ческого развития, об идентичности основных закономерностей разви­тия аномального и здорового ребенка.

Представление о первичном дефекте имеет важное методологическое значение для нейропсихологии детского возраста, поскольку ука­зывает на то, что ведущим патогенетическим фактором, приводящим к тем или иным аномалиям психического развития, всегда выступает нарушение работы нервной системы.

Идентичность закономерностей развития аномального и здорового ребенка подразумевает, что основной путь психического развития в норме и патологии связан с появлением новообразований. После­дние, возникающие при патологическом развитии, носят иной харак­тер по сравнению с нормально развивающимися детьми и специфич­ны для разных вариантов нарушения психического развития. Описание, синдромный анализ таких новообразований являются одной из цент­ральных задач клинической психологии детского возраста в целом и нейропсихологии детского возраста в частности.

Эти представления нашли свое отражение в работах психологов, дефектологов, посвященных классификации нарушений психическо­го развития детей и подростков. Одним из примеров является класси­фикация, предложенная В. В. Лебединским, который выделяет шесть вариантов дизонтогенеза (нарушения индивидуального, психическо­го развития ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма), обусловленных тремя основными причинами: от­ставанием в развитии; поломками в развитии; асинхрониями развития.

В зарубежной клинической психологии расстройства детского и подросткового возраста подразделяют на две подгруппы: «нарушения по­ведения» и «нарушения развития».

Нарушения поведения и развития в действительности сильно пересекаются друг с другом, поэтому с определенной степенью условности и для их различения у детей дошкольного возраста в зарубежной кли­нической психологии принимаются следующие критерии:

•     для нарушений поведения характерно совпадение хронологичес­кого возраста и возрастного норматива развития;

•     для нарушений развития характерно несовпадение хронологи­ческого возраста и возрастного норматива развития в целом либо в отдельных сферах развития (Перре М., Бауманн У., 2002).

Использование вышеозначенных критериев обращает наше внима­ние на важность включения в методологический аппарат клиничес­кой психологии детского возраста понятия «возрастной норматив раз­вития».

Следует отметить, что нарушения поведения, психического разви­тия у детей имеют тенденцию к постоянному росту (О положении де­тей в РФ, 1995; Здоровье населения России и деятельность учрежде­ний здравоохранения в 1999 году (статистические материалы), 2000). Так, например, в государственном докладе «О положении детей в РФ» отмечается, что здоровыми могут быть признаны лишь 10 % выпускников школ и 15,1 % детей дошкольников.

Это обусловлено рядом причин. Одной из них, характерной для на­шей страны, является снижение уровня физического и психического здоровья населения, связанное с рядом социальных, экономических, экологических факторов. Другая причина, как ни странно, лежит в ос­нове достижений современной медицины. Благодаря новым технологиям стало возможным выхаживать младенцев, которые имеют различные проблемы со здоровьем, рождаются недоношенными, другими словами, изначально попадают в так называемую группу риска после­дующего неблагополучного развития. Таким детям требуется в даль­нейшем не только медицинский, но и квалифицированный психоло­гический мониторинг.

Задачей нейропсихологии детского возраста является описание на­рушений психических функций, поведения, психического развития, возникающих при повреждениях нервной системы детей или являю­щихся отдаленными последствиями таких повреждений на ранних эта­пах онтогенеза. Другая задача связана с изучением индивидуальных вариантов развития в детском возрасте в связи со спецификой созрева­ния мозга и спецификой его структурно-функциональной организации.

Следующая – решение задач

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым