Одним из таких сложных объектов исследования является мышление. Сам процесс мышления скрыт от наблюдателя, о структуре этого процесса можно судить только по внешним наблюдаемым эффектам, которые отображают этот процесс непрямо, превращенно. При наблюдении создается иллюзия отдельности существования внешних звеньев мыслительного процесса, которые не только становятся единственными объектами анализа мышления, но и замещают для исследователя весь процесс мышления целиком.
Такая ситуация возникает, когда речевые тексты, в которых в нормативно отработанной форме зафиксированы результаты мыслительной деятельности, анализируются г. целью вскрыть закономерности процесса речевого мышления. Признание за такими речевыми текстами статуса превращенной формы речевого мышления не позволяет устанавливать прямые, содержательные связи между структурой текста и структурой процесса мышления и полагать (вопреки распространенному мнению), что человек «как мыслит, так и говорит».
Когда в интроспективных отчетах испытуемые сообщают о том, как у них протекает процесс мышления, мы опять имеем дело не со всем процессом мышления, а только с той его частью, которая осознается испытуемыми; неосознаваемые звенья мыслительной деятельности, таким образом, оказываются опущенными.
Сами интроспективные отчеты испытуемых о протекании у них мыслительных процессов должны рассматриваться только в качестве моделей (описанных на естественном языке) осознаваемых ими процессов мышления. Эти модели только дают повод для аналитической работы исследователя, приводящей к построению гипотез о реальном протекании мышления.
При исследовании речевого мышления, особенно в лингвистике, происходит фиксация только видимых звеньев мыслительного процесса, чаще всего речевого текста, в котором или зафиксирован результат этого процесса, или смоделирован (с разной степенью адекватности) процесс мышления.
При этом оказываются отсеченными (часто неосознанно, в силу рутинной для лингвиста процедуры изоляции текста от социального взаимодействия коммуникантов, в результате которого возник этот текст) звенья, связывающие процесс мышления с деятельностью, в которой возникли побудительные причины развертывания мышления. Деятельность, в структуре которой развертывается мышление, содержит не только побудительные мотивы мышления, она обусловливает более или менее жестко выбор знаковых опосредователей, способ фиксации результата, выбор схем некриативного осуществления мыслительных действий, если речь идет об автоматизированных действиях.
В норме в человеческом интеллекте сосуществуют в качестве средств решения задач символы, образы восприятия и представления и предметные действия [Брунер 1971, 25—98; см. также: Гамезо, Рубахин 1982, 31], а объяснение соотношения их в конкретном акте мышления возможно только при восполнении звеньев мыслительного процесса, связывающих его с деятельностью, в структуре которой оно возникло. Поиск и восстановление таких звеньев становятся обязательной частью процедуры анализа мышления, если его видимые, наблюдаемые эффекты получают статус превращенной формы.
В противном случае исследователю остается признать, что способы членения и кодификации реальной действительности принадлежат самому языку, а не той деятельности, которая осуществляется во внутренней форме при помощи языковых знаков.
Понятие превращенной формы получило разработку в работах советских философов [Мамардашвили 1963, 1968; Соловьев 1966]. Это понятие обладает эвристической ценностью не только при исследовании мышления, но и, в частности, для такого важного и актуального объекта лингвистики, как текст.
В марксистской психологии была сделана попытка формирования наиболее адекватного в настоящее время представления о мышлении, согласно которому мышление не есть набор логических операций, а одна из форм человеческой деятельности, неразрывно связанная со всеми остальными деятельностями человека. Мышление — не только внутренняя форма внешней деятельности, не только внутренний дериват внешней, практической деятельности, но и имеет аналогичное с ней строение [А. Н. Леонтьев 1964].
Во внутренней деятельности могут быть выделены те же единицы, что и во внешней. Мыслительная деятельность складывается из отдельных действий, направленных на конкретные цели. Способы совершения действий (операции) зависят от условий выполнения этих действий.
Важно отметить, что внутренние и внешние звенья деятельности неотделимы друг от друга, другими словами, в любой практической деятельности есть внутренние звенья, в частности планирующие практическую деятельность. Мыслительная деятельность не только не отделена непреодолимой стеной от деятельности практической, напротив, постоянно совершаются переходы внутренних звеньев во внешние, и наоборот. Взаимозависимость процессов превращения внешних практических действий во внутренние (интериоризация) и процессов превращения внутренних мыслительных действий во внешние (экстериоризация) имеет важное теоретическое значение для формирования представлений о речевом мышлении. Следует подчеркнуть, что само противопоставление внутренних и внешних действий по отношению к мыслительной деятельности условно: мышление совершается как во внутренней, так и во внешней форме. Эта мысль, получившая теоретическую и экспериментальную разработку в трудах [Леонтьев А. Н. 1972; Гальперин 1959; Тихомиров 1969], была высказана еще Гегелем, включившим в совокупность форм реализации мышления не только слово, но и продукты человеческой деятельности как отчужденное, опредмеченное мышление [1].
[1] См. анализ проблемы отношения языка к мышлению в концепции Гегеля у Э. В. Ильенкова [1974].
Концепция идеального – предыдущая | следующая – Понятие операции