3. Нарушение мотивационного компонента познавательной деятельности
Выделение данного вида нарушения проводилось на основании сопоставления результатов обследования с анализом позиции больного во время эксперимента, которую мы определяли на основании традиционных для патопсихологических исследований признаков: отношение больного к самому факту обследования; особенности принятия инструкций; отношение к допущенным ошибкам, похвале и порицанию; оценка самим больным качества работы. Hapyшение мотивационного компонента познавательной деятельности было обнаружено у 6 больных. На обследование они соглашались с целью «отвлечься, порисовать», «порешать задачки» или просто пассивно подчинялись требованию врачей. В ходе выполнения заданий они теряли инструкцию, невнимательно ее выслушивали, переспрашивали, что они должны делать дальше. Адекватно реагируя на похвалу, пытала оправдаться в ситуациях неуспеха, говорили «детренированности», невнимательности, плохом cамочувствии или неинтересности задания, легко отказывались от дальнейших решений. В конце исследования затруднялись в самостоятельной оценке качества своей работы, активно результатами исследования не интересовались. Наряду с изменениями динамической и операциональной стороны познавательной деятельности, характерными для всех больны у данной группы можно отметить искажение процесса обобщения по типу использования слабых признаков. Связи, устанавливаемые между предметами и понятиями, строились на основании случайных ассоциаций, не отражая существенных отношений между ними. Так, сравнение понятий «волк» и «луна» проводится на основании одинакового количества букв в словах, общим признаком понятий «ось» и «оса» выступает их созвучие, классификация предметов строится на основании материала, из которого изготовлены эти предметы: стекла, дерева, металла.
Примечание: Отдельные случаи использования слабых признаков встречаются и у других больных на фоне утомления в случаях затруднений, однако большинство таких ошибочных решений больные замечают самостоятельно, демонстрируют «предпочтение истины».
Ошибки подобного рода уже описаны в литературе (Зейгарник, 1976). Их появление связывается с нарушениями мотивационного аспекта деятельности. Они возникают, как правило, в тех случаях, когда цель, поставленная экспериментатором, не приобретает для больных личностного смысла, не способна поэтому выполнять функцию регулятора их действий. Можно высказать предположение, что и у исследованных нами больных происходит подобное же изменение смысловой ориентации личности, так называемая «смысловая смещенность» (Зейгарник, 1976). Ее возникновение может быть обусловлено по крайней мере двумя моментами.
Прежде всего у больных наблюдаются значительное изменение динамики психической деятельности, снижение ее активности, общее нарушение «энергетики» психической деятельности. Это выражается, в частности, в изменении побудительной силы мотивов. Последнее небезразлично и для смысловой характеристики деятельности, поскольку влечет за собой сужение круга мотивов, побуждающих к деятельности (Хоченов, Николаева, 1978),
Смысловая смещенность может быть связана также и с тем, что необходимость существования в условиях тяжелой хронической болезни создает стойкую направленность на «самообслуживание»: необходимость соблюдения строгого режима и диеты, постоянный контроль за проведением гемодиализа, за состоянием артериовенозного шунта, за собственным весом и т. д. Обеспечение этой деятельности, требуя также больших энергетических затрат, целиком поглощает внимание многих больных, что приводит к изменению личностного смысла различных видов деятельности, значимых для здоровых людей (в том числе лишает личностного смысла выполнение экспериментально-психологических заданий).
Таким образом, выявление в данном исследовании нарушения познавательной деятельности следует рассматривать в неразрывной связи с целым комплексом личностных изменений, нуждающихся в специальном экспериментально-психологическом исследовании.
операциональная сторона мышления – предыдущая страница|следующая страница – психические нарушения
Влияние хронической болезни на психику. Содержание.