canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Метод введения в контекст. Особенности применения метода введения в контекст

5.1. Невербальные методы восстановления высших психических функций

Б. Метод введения в контекст как способ организаций рабочего состояния больного и его активной деятельности.  Дефект той или другой психической функции, возникающий вследствие локального поражения мозга, никогда н. протекает изолированно, а находится во взаимосвязи с состоянием всей психической сферы субъекта. Нарушений речи при афазии, как известно, сопровождается личностной реакцией на дефект и некоторыми изменениями самой личности по неврозоподобному типу. Нередко у больных возникает тревожность, «страх речи», неправильная самооценка, а также и не всегда адекватная оценка своего состояния. То же самое обнаруживается и у больных с нарушением гностических функций. У больных с локальными поражениями мозга нередко обнаруживаются изменения внимания — нестойкость, трудность его переключения и распределения; имеют место сдвиги и в эмоционально-волевой сфере, изменения в сфере общей и умственной работоспособности.

В. Методы организации деятельности. Сделать человека внимательным — это значит организовать его деятельность. Чтобы повысить общую чувствительность в восприятии больного, надо прежде всего сконцентрировать его внимание на предмете (явлении, объекте), на задании и создать в его психической сфере состояние «ощущения предстоящих событий» (Линдсей, Норман, 1974. С. 149).

Для воздействия на общее внимание, его устойчивость и распределение можно воспользоваться классическими методами, широко применяемыми в медицинской психологии (таблицы Шульте, «четвертый лишний», классификация по заданному признаку, визуальные свободные и направленные ассоциации — свободное и заданное рисование предметов и др.). Эти методы направлены на создание условий для устойчивости внимания и в целом на органгизацию деятельности больного. Психологический смысл этих методов заключается в том, что в каждом из них имеется признак, который «ведет» за собой больного и «держит» его внимание.

Например, прежде чем начать работу над восстановлением понимания речи (при сенсорной, акустико-мнестической и семантической формах афазии) или над восстановлением предметного восприятия у больных, создается «ожидание сенсорных событий». Одним из важнейших методов, способствующих созданию этого ощущения, является метод введения в контекст (контекстный метод). Он позволяет сконцентрировать внимание больного, ввести его в рабочее состояние, подготовить к восприятию материала. Все это повышает в одних случаях точность восприятия и опознания предмета, в других — точность понимания текста. В современной психологии хорошо известно, что основной чертой восприятия любой модальности является тенденция к избирательному выделению и организации поступающих данных (стимулов), получаемых органами чувств. У больных с афазией, агнозией нередко особенность восприятия (избирательность, организация) нарушается по разным причинам. Поэтому в работе с этими больными с целью восстановления процесса восприятия или процесса понимания, памяти и других психических функций либо создаются условия, облегчающие организацию и селекцию материала, либо задается готовый способ организации.

Контекст дает дополнительную информацию о том, что будет собой представлять предстоящее задание для больного путем подачи той конкретной информации, которую он должен воспринять и понять или осознать. П. Линдсей и Д. Норман писали, что контекст — это общая среда, в которую вкраплены воспринимаемые явления, и он задает правила, в соответствии с которыми строится наш перцептивный мир.

Метод введения в контекст при восстановлении понимания речи при сенсорной афазии применяется на первой стадии обучения с целью не только облегчения общения с больным, но прежде всего для создания у больного собственного способа понимания речи, вычленения отдельных слов и фраз, несущих на себе основную информацию. Этот метод включает не только «звучащий контекст», но и «изобразительный», т. е. соответствующую теме беседы сюжетную картинку. Он реализуется с помощью ряда приемов.

Инструкция, правильно составленная и правильно данная больному — важнейшее звено во взаимодействии больного и логопеда, а также в эффективности обучения. В данном случае может быть вербальная инструкция, а в случаях грубого нарушения речи — вербально-невербальная. Дело в том, что больным с афазией недостаточно дать инструкцию, но надо помочь ее понять и выполнить. Поэтому нередко, чаще всего в начале обучения, дается вербальная инструкция с опорой на невербальные формы общения — жест, рисование, мимико-интонационные формы общения и т. д.

Устный рассказ нейропсихолога на известную больному тему, сначала с опорой на сюжетную картинку, а позже без этой опоры (рассказ может быть записан на магнитофон).

Пересказ больным услышанного рассказа путем вопросно-ответного диалога.

Выбор больным сюжетной картинки (из 3—4 лежащих перед ним), соответствующей устному рассказу нейропсихолога.

Процедура применения приемов следующая: а) больному сообщается, что сейчас будет беседа и он должен внимательно слушать (т. е. этой инструкцией больному сообщается о том, что будет, и о действиях, которые ему нужно совершить, т. е. слушать); б) затем сообщается тема беседы и дается краткое ее содержание; в) больному дается сюжетная картинка, на которую он должен по инструкции смотреть при беседе. На этом заканчивается инструктивная часть метода.

Процедура применения остальных приемов. Устный рассказ: а) нейропсихолог рассказывает о лете; б) больной слушает и по инструкции должен подчеркивать существенные детали картинки, которые в рассказе выделяются голосом, особой интонацией, повтором и т. д.; в) картинка убирается, нейропсихолог повторяет рассказ; г) больной внимательно слушает и с помощью вопросно-ответного диалога переходит к пересказыванию текста — сначала сопряженному, затем отраженному (например, о чем был рассказ? Какая погода летом? Что делают дети летом? Что делают люди на пляже? Кто сажает цветы? И т. д.). Пересказ ведется сначала с опорой на картинку, а позже без нее.

Глава 5. Общие методы восстановительного обчения и реабилитации больных с локальными поражениями мозга– предыдущая  | следующая –  5.2. Аудиовизуальные методики

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика