Глава 6. Проективные методы (продолжение)

Метод Роршаха предложен автором в 1921 г. (Н. Ror­schach. Psychodiagnostik). Основная научная и диагностическая особенность метода заключается в попытке через изучение от­носительно элементарных особенностей перцептивной деятель­ности раскрыть структуру личности во взаимоотношении ее когнитивных и эмоциональных аспектов. Метод основан на об­разной интерпретации испытуемым неопределенных «черниль­ных пятен». Появление метода обусловливалось общим разви­тием психологической и диагностической мысли в период, когда многие исследователи интересовались скрытыми в «чернильных пятнах» возможностями. Заслуга Г. Роршаха заключалась в пе­реориентации интереса от конкретного содержания образных ассоциаций к общим характеристикам называемых образов — их локализации в пятне, учете контура пятна и т. д. Это пот­ребовало и создания соответствующего понятийного аппарата, лежащего у истоков развития проективных методов. Вместе с тем метод изначально ориентирован и на количественные статистические показатели.

В пашей литературе имеются работы, дающие возмож­ность достаточно подробно ознакомиться с методом Роршаха. Тем не менее ощущается явный недостаток в специальных ме­тодических разработках, необходимых для применения теста на конкретных популяциях. В связи с этим здесь дается опи­сание метода с акцептом на вопросах, мало затронутых в до­ступной литературе.

Метод Роршаха состоит из стандартного набора десяти симметричных пятен, каждое из которых является отдельной картой. Пять пятен черно-серые и пять с большим или меньшим включением цвета. Испытуемого просят указать, что эти пятна ему напоминают, какие образы он мог бы в них представить. Пятна различаются по стимулирующим особенностям и предъявляются в строго определенном порядке. Методология сбора данных очень развита с учетом временных характеристик, эмоциональных реакций и т. д. Следует подчеркнуть крайне важную, но недостаточно иногда учиты­ваемую роль, которую играет конкретное словесное описание испытуемым на­ходимого им образа для последующей формальной оценки ответа. Например, если отмечается образ двух людей в, казалось бы, очевидном взаимодей­ствии, но движение не упоминается даже при косвенных вопросах исследо­вателя, подобные ответы не оцениваются как указывающие на движение че­ловека. Это же относится и ко всем другим качествам образов (цвет, от­тенки и пр.). Учитывается прямая или не вызывающая сомнений косвен­ная вербализация для шифровки видимого в пятне образа. Метод Роршаха не является «чисто» перцептивным, как, например, тахистоскопическое ис­следование, по зависит от слов испытуемого. Перцепция и вербализация в нем неразделимы. Образная интерпретация оценивается (шифруется) по ряду аспектов, называемых категориями подсчета или суммарными оцен­ками: 1) локализация—область пятна, используемая для построения образа (это может быть все пятно или его отдельная область); 2) детерминанты — те качества пятна, которые используются для создания образа,–это контур пятна, цвет, оттенки. Кроме того, детерминантами считаются некоторые ка­чества, привносимые в образ, которых в пятне как таковых нет. Это дви­жение— человека, животных, неодушевленных объектов. Сюда же относится привнесение в образ, создаваемый на плоском пятне, трехмерного простран­ства; 3) содержание ответов—дается в самой общей форме (человек, живот­ное, часть животного, ландшафт и т. д.); 4) популярность — оригинальность. По этой шкале шифруются лишь те ответы, которые встречаются или очень часто (это популярные ответы), или очень редко (оригинальные). Каждая из категорий подсчета имеет подробные классификации и связана с широким спектром интерпретативных психологических значений. Обычно изучаются суммы однотипных оценок (отсюда название — «суммарные оценки»), их от­ношения, динамические характеристики. В идеале совокупность всех получен­ных отношений создает уникальную единую структуру, которая и отражает особенности личности. Диагностически важные вопросы связаны с отдель­ными категориями подсчета.

Локализация. Тремя основными видами локализации явля­ются ответ на пятно в целом (W), на его обычную, т. с. легко различимую и часто избираемую, часть (D) и на необычную, чаще мелкую и редко выбираемую, область (Dd). Они, в свою очередь, делятся на многочисленные подвиды. Области могут быть простыми и комбинированными, хорошо и плохо соот­ветствовать называемому образу и т. д. Существует ряд само­стоятельных классификаций локализаций, которые различа­ются как по формальным оценкам, так, отчасти, и по прида­ваемому им интерпретативному значению. У нас получила от­носительно большое распространение традиционная европей­ская классификация. Однако ее слабой стороной является то, что при обосновании интерпретационного значения широко при­меняются рассуждения по аналогии и с точки зрения «очевид­ного», которые, как показывает опыт, далеко не всегда оп­равдываются. Например, часто выбор обычных деталей рас­сматривается как показатель практичности и здравомыслия, так как свидетельствует о том, что такой человек обладает до­статочным здравым смыслом, чтобы использовать обычный ма­териал до того, как он перейдет к рассмотрению необычного. Но, как, в частности, указывают L. Phillips a. S. Smith (1953): «Очевидно, что интерпретации, основанные на таком рассудоч­ном подходе, не могут считаться более чем гипотезами. Разум­ность не является критерием валидности. На сегодняшний день не обнаружено существенных корреляций между локализацией и поведением или личностью». В связи с этим, в противополож­ность «умозрительному» подходу, приобретают значение эмпи­рически обоснованные оценки локализации. В настоящее время наиболее эмпирически обоснованной является, видимо, генети­ческая классификация. Она построена на сопоставлении осо­бенностей локализации с уровнем возрастного психического раз­вития (генетически ранние и поздние виды локализации). Кроме того, она включает клинически установленные патологические виды локализаций, которые опять же имеют чисто эмпирическое обоснование. Эта классификация приведена в табл. 5 [Wesley С, Becker, 1975]

измерение значений – предыдущая | следующая –  тип восприятия

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание