В связи со значимостью сферы общения в структуре феномена Интернет-зависимости мы поставили также задачу исследовать особенности системы межличностных отношений Интернет-зависимых и выявить характерный для них стиль взаимоотношений с другими людьми.
Таким образом, целью проведенной нами работы явилось исследование особенностей сферы общения и эмоциональной сферы Интернет-зависимых пользователей. В частности, мы сфокусировали наше внимание на выявлении элементов алекситимии у Интернет-зависимых, исследовании особенностей структуры их межличностных отношений и изучении уровня развития у них эмпатических способностей и коммуникативных навыков (в том числе и умения распознавать эмоциональное состояние партнера по общению по невербальным признакам).
В соответствии с поставленными задачами была разработана программа исследования, включающая следующие методы:
1. Клиническая беседа:
Нами использовалось структурированное интервью, позволяющее не только установить контакт и получить основные сведения об испытуемом, но и выяснить специфику отношения человека к Интернету.
2. Тест на Интернет-зависимость, разработанный К. Янг и адаптированный В. Буровой (Лоскутовой).
Сумма полученных с помощью этого опросника баллов свидетельствует о степени зависимости испытуемого от Интернета и позволяет отнести его в группу низкой, средней или высокой степени зависимости.
3. Методика А.Е. Назаренко, направленная на распознавание эмоционально-выразительных движений.
Методический материал составляет набор из 24 карточек с изображением эмоционально-выразительных поз и жестов, 7 из которых содержат изображение символических жестов, и 17 — экспрессивных (Назаренко, 1990).
Жесты из первой группы карточек (символические жесты) отличаются произвольностью и фиксированным рисунком выполнения, и напрямую этот материал не позволяет решить задачу исследования способности считывать эмоциональное состояние другого человека. Но мы использовали эту группу карточек в исследовании, чтобы иметь возможность увидеть, не снижена ли у Интернет-зависимых пользователей способность распознавать общепринятые символические способы коммуникации, что позволило бы судить о степени и характере нарушения способности считывать невербальный язык коммуникации, указав, какие именно компоненты невербальной коммуникации затронуты.
Особенностью второго набора карточек (экспрессивные жесты) является то, что жестовое выражение эмоционального состояния изображено схематично, не включает мимическое выражение и поэтому не предполагает однозначной интерпретации изображенного как выражения эмоционального состояния человека (Поляков, Жирнова, 1988). Неопределенность ситуации усиливалась «глухой» инструкцией. В связи с этим оценка ответов производится по трем параметрам: правильность (высказывание соответствует эмоциональному содержанию данного жеста), адекватность (высказывание соответствует фактическому изображению, указывая на выполнение изображенным человеком каких-либо действий без упоминания его эмоционального состояния) и эмоциональность (ответ содержит оценку эмоционального состояния изображенного человека вне зависимости от правильности этой оценки). Таким образом, данный компонент методики позволяет исследовать способность испытуемых распознавать эмоциональное состояние другого человека.
4. Торонтская Алекситимическая Шкала, предложенная Г.Дж. Тейлор с соавторами и адаптированная в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (опросник TAS).
Разработанная на материале психосоматических, соматических и тревожных расстройств и адаптированная для невротических пациентов методика позволяет оценить уровень алекситимии в баллах и выявить алекситимичных (74 балла и выше) и неалекситимичных (62 балла и ниже) респондентов.
5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Методика основана на представлении об эмпатии как достаточно дифференцированной системе процессов. При оценке эмпатических способностей автор выделяет шесть субшкал: рациональный канал, эмоциональный канал, интуитивный канал, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии и идентификация. Опросник дает возможность подсчитать баллы по каждой из субшкал, а также вычислить суммарный показатель эмпатии, позволяя выделить очень высокий, средний, заниженный или очень низкий уровень эмпатии.
6. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик (ДМО).
Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также для исследования представлений субъекта о себе, своем идеальном Я. По результатам опросника вычисляется выраженность каждого из 8 типов межличностных отношений: авторитарный, независимый — доминирующий, агрессивный, недоверчивый — скептический, покорно-застенчивый, зависимый, сотрудничающий, альтруистический. При этом выделяется низкая, умеренная, высокая и экстремальная степень выраженности отношений. Кроме того, при исследовании межличностных отношений часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность; показатели по этим факторам рассчитываются по специальным формулам. Мы использовали методику ДМО для изучения особенностей стиля и структуры межличностных отношений, характерных для Интернет-зависимых пользователей.
7. Тест оценки коммуникативных умений, разработанный А.А. Карелиным (ТОКУ).
Поскольку понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д., методика включает в себя два субтеста. Субтест I направлен, в первую очередь, на оценку способностей респондента терпимо относиться к высказываниям партнера и позволяет выделить уровень плохого, среднего, хорошего и очень хорошего собеседника. Второй субтест касается, в большей степени, способности слушать собеседника и манеры вести беседу и определяет высокий (62 балла и выше) и средний (около 55 баллов) уровень развития коммуникативных навыков.
саморегуляция – предыдущая | следующая – алекситимия
____________
Психологическая консультация Теперик Р.Ф. при интернет-зависимости