б) среда, в которой развивается болезнь. Домашняя среда, если она является гармоничной, более благоприятна для переживания болезни; вне домашней обстановки люди хуже переносят болезнь, особенно в чужой непривычной обстановке за границей.
Приводим пример.
34-летний научный работник живет с властной матерью, был единственным сыном. Роды у матери были тяжелые, с наложением щипцов. В 4-летнем возрасте перенес скарлатину. В детстве страдал ожирением, был неуклюжим, товарищи над ним посмеивались; в 12 лет был излечен на эндокринологии, но сохранилась замкнутость характера, сознание собственной неполноценности, недоверчивости, неуверенность в себе до взрослого периода. Одевается весьма скромно, чтобы не иметь ощущения, что на него обращают внимание. Трудно вступает в контакт с людьми. Подозрительность, чувство неполноценности возрастали в период его 2-летнего пребывания в Канаде, где он учился. В отдельные дни у него было ощущение, будто бы за ним систематически следят и ему угрожает опасность. 5 лет назад у больного обнаружено неустойчивое повышеное кровяное давление. Он очень привязан к матери, не хочет оставить ее, и понимая, что должен был бы жениться, не может ни с кем завязять знакомства.
Опыт тропической медицины показывает, что люди, пораженные и менее серьезным заболеванием, в тяжелых условиях тропической страны (жара, влажность воздуха, неудобства), удаленные от дома и своих близких, переносят свою болезнь гораздо тяжелее, страдают депрессией, страхом смерти, усиливающейся ностальгией, проявляют недоверие к лечению и к тем, кто ухаживает за ними.
Аналогичное значение имеет характер больничной обстановки, в которой лечится больной; угнетающе действует пребывание в одной палате с умирающими больными, нахождение в закрытом инфекционном или психиатрическом отделении;
в) причина болезни: считает ли больной себя виновником заболевания или других.
Например, при травме, полученной явно по вине пострадавшего, он проявляет большее усилие к выздоровлению, чем в том случае, когда виновником травмы являются другие, особенно в том случае, если он может получить компенсацию, страховку, пенсию или другие выгоды. Аналогичная ситуация возникает тогда, когда заболевание является осложнением вследствие лечения другого заболевания, например, лекарственная экзантема. Кроме того, здесь под угрозой находится доверие к врачу, проводящему лечение.
3. Преморбидная личность (т. е. личность, какой она была перед заболеванием). При этом имеют значение, главным образом, следующие элементы:
а) возраст: В детском возрасте на первое место выходит эмоциональная, непосредственно инстинктивная (первосигнальная) сторона болезни и ситуация вокруг нее: боль, боязнь боли и всего неизвестного, разлука с родителями, ограничение свободы передвижения. В старости приобретает значение боязнь одиночества в болезни и страх смерти. Старый человек часто отождествляет себя со своими сверстниками, друзьями или родственниками, которые постепенно умирают, сравнивает их заболевания со своими болезнями, рассуждает, не подошла ли его очередь. Его опасения и неуверенность нередко усиливаются поведением врача, который правильно обследовав больного, не проявил к нему достаточного понимания и интереса.
В среднем возрасте отходят на задний план прямые явления, сопровождающие болезнь – боль, состояние неопределенной тревоги и т. п., а наибольшее значение приобретают опасения последствий болезни. Эти последствия могут быть непосредственными, например, уход с работы, понижение заработной платы и вытекающие отсюда осложнения для семьи; или долговременными, например, перевод на другую работу, проблема дальнейшей жизни, частичная или полная пенсия, изменение взаимоотношений в семье, как, например, реакция партнера и его дальнейшее поведение по отношении к больному.
б) степень общей чувствительности к прямым, особенно неприятным факторам, например, к боли, к шуму, непривычным обонятельным факторам, которые нередки в больницах. Речь идет не о чисто врожденных свойствах, а о модификацированных воспитанием, тренировкой и опытом. В этой связи дилетантски говорят об изнеженности, сопротивляемости и закаленности. Больные с повышенной чувствительностью реагируют на неприятные импульсы более выраженно, чем другие. Но повышенная чувствительность не является противопоказанием для тщательного обследования больного. Больные с повышенной сопротивляемостью, наоборот, недооценивают свои жалобы, пренебрежительно относятся к своевременному обследованию и лечению (так называемые «перенесенные на ногах» болезни). Поэтому иногда бывает необходимым настоятельно объяснять возможность неприятных последствий такого небрежного отношения к себе;
в) характер эмоциональной реактивности (темперамент). Эмоциональные больные более подвержены страху, жалости, в большей мере колеблются между безнадежностью и оптимизмом. Более холодные в эмоциональном отношении натуры относятся к своей болезни рассудительнее. Необходимо подчеркнуть, что внешнее проявление и особенно словесное выражение не всегда соответствуют внутреннему эмоциональному состоянию больного.
г) характер и шкала ценностей. Люди с низкой степенью ответственности по отношению к своим сотрудникам и обществу иногда используют болезнь для своей пользы, в период, когда им выплачивают деньги по листку нетрудоспособности, например, делают так называемую «халтуру». Но некоторые из них могут при этом принести вред своему здоровью. Другие люди злоупотребляют листком нетрудоспособности ради своего удобства. И, наоборот, люди с повышенным чувством ответственности по отношению к семье или к обществу нередко преодолевают свои неприятные ощущения и уклоняются от обследования и лечения. Если же они становятся нетрудоспобными, то стараются быстрее выздороветь и снова приступить к работе. В общем все зависит от того, как каждый человек оценивает некоторые ценности (хотя бы и подсознательно), такие, например, как удобства, здоровье, повышение жизненного уровня, личный успех и чувство ответственности перед обществом:
д) медицинская сознательность проявляется реальной оценкой болезни и соответственной оценкой собственной ситуации. Основы такой оценки создаются уже в детстве. Родители и взрослые люди вообще могут своими высказываниями о болезни, врачах, медицине и лечении воспитать в ребенке различные проблематические точки зрения в этих направлениях (см. главу об источниках состояний тоски и страха). Другим источником взглядов и отношений, касающихся болезни, лечения и медицинских работников, является собственный опыт ребенка: отрицательные переживания вызывает страх и неуверенность в будущих ситуациях; наоборот, преувеличенные выгоды от болезни могут вести к углублению ощущения болезни и к тенденции заболеть снова (так называемый уход в болезнь). Так бывает, например, когда мать ухаживая за своим заболевшим ребенком, сверх меры балует его, несоразмерно продлевает период пребывания его в постели и период отсутствия в школе.
Этот личный опыт, однако, имеет значение и у взрослых людей, у которых очень многое основывается на том, как реагировали на их болезнь ближайшие родственники и окружающая рабочая среда. Например, если в прошлом жена во время болезни мужа была раздражена, упрекала его в болезни, то в последующем на свое заболевание он будет реагировать с опаской и неуверенностью, следовательно, совсем по-другому, чем в том случае, если бы жена была ему опорой.
Другим источником медицинской сознательности является санитарное просвещение населения, предоставляющее информацию и советы, касающиеся здоровья и болезней. На медицинскую сознательность оказывает также влияние популяризация медицины, целью которой является ознакомление общества с новейшими данными и пробуждение интереса к актуальным проблемам медицины. При массовом распространении различных сведений и теорий они по своему содержанию и форме не всегда доступны всем, кому они предназначены. Общественность иногда понимает их искаженно или преувеличенно оптимистически (необоснованная вера в новые методы лечения, например, рака, в эффективность лечения, вызывающего омоложение), или пессимистически (это относится к описательным и объективистским, для широкой общественности непомерно трудным для понимания рассуждениям о причинах заболевания, о патогенетических теориях, о травмирующих психику описаниях патологоанатомических изменений, например, при инфаркте миокарда).