В старшей возрастной группе картина снова меняется. В субъективной картине болезни на первый план начинает выступать момент рациональной переработки фактов, связанных с болезнью. Все больные этого возраста отмечают, что до 20 лет их «жизнь была адом», затем они «приспособились к болезни». Так, больная П. (20 лет) говорит: «Вначале я просто старалась не думать об этой болезни, забывалась в работе. Когда устанешь, то тут не до переживаний. Сейчас я поняла, что нужно стремиться к чему-то, усиленно заниматься собой…». Больная Г. М. (32 года) сама называет выработанные ею приемы преодоления болезни: «Пожалуйста! Режим! Дисциплина! Нужно сделать свою жизнь системой, не замыкаться на своей болезни». (С этой целью больная научилась прекрасно шить, вязать, разводит на даче цветы, учится водить машину. На работе ее ценят как хорошего специалиста.)
В § 1 данной главы уже говорилось, что по способу переработки фактов, связанных с болезнью, в структуре внутренней картины болезни можно выделить следующие уровни: сензитивный (непосредственно-чувственный), эмоциональный, рациональный (интеллектуальный) и мотивационный.
Появление эмоционального уровня в структуре внутренней картины болезни свидетельствует о том, что факт заболевания связывается для субъекта (больного) с возможностью (невозможностью) реализации определенных мотивов. Как отмечает А. Н. Леонтьев, «эмоции выполняют функцию внутренних сигналов… они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта» (1975.— С. 198).
Таким образом, появление в структуре внутренней картины болезни отрицательного эмоционального переживания (собственно эмоции, по классификации А. Н. Леонтьева) всегда связано с объективными или субъективными преградами в реализации различных деятельностей субъекта, главным образом ведущих деятельностей: трудовой, учебной, деятельности общения и т. д.
Обратимся снова к некоторым клиническим наблюдениям, в частности, к описанию различных типов отношения к болезни, данному И. А. Скворцовым (1958). По описанию автора, больной может «держаться выше болезни», «бороться с ней», «считать ее позором», «полностью покоряться болезни», «становиться ее рабом», «привыкать к ней» и т. д.
Это описание (подобных описаний много содержится в клинической литературе) говорит о том, что больной начинает осуществлять определенную деятельность в отношении болезни, что болезнь приобретает для человека личностный смысл.
Можно предположить, что последний зависит от структуры преморбидной мотивационной сферы личности: эгоцентрическая направленность личности в случае хронического заболевания ведет к фиксации на болезни, в то время как богатство преморбидной мотивационной сферы человека служит надежным основанием для преодоления болезни.
Личностный смысл болезни субъективно может выступать в форме самых общих желаний, стремлений: например, выздороветь, не поддаваться болезни или смириться с нею и т. д. Как отмечает А. Н. Леонтьев, «субъективно выражающийся в этих внутренних сигналах мотив прямо в них не содержится» (1975. — С. 206), однако эти сигналы говорят о его наличии, актуализации, о принципиальной возможности его осознания субъектом в будущем.
Таким образом, в структуре внутренней картины болезни находит отражение вся наиболее существенная смысловая характеристика личности человека — состояние его мотивационной и эмоциональной сферы. Теперь обратимся снова к результатам, полученным в данном исследовании.
Для больных младшей возрастной группы ведущей является учебная деятельность. Болезнь не создает препятствий в ее реализации, поэтому эмоциональный компонент (кроме отрицательного эмоционального тона болезненных ощущений) отсутствует. В структуре внутренней картины болезни преобладает уровень непосредственно-чувственного отражения и в меньшей степени — уровень общей рациональной оценки тяжести заболевания. Характер отношения к болезни является, можно сказать, «безличным», т. е. не затрагивает смысловой иерархии личности, не поднимаясь до нее.
В пубертатном периоде в качестве ведущей деятельности выступает деятельность интимно-личностного общения.
Необходимо заметить, что именно в этой возрастной группе у больных впервые возникают трудности, вызванные социальной оценкой характера заболевания, а именно существующее в быту мнение о заболеваниях кожи как стыдных, неприятных в общении, становится для всех больных этой группы тяжелым препятствием в осуществлении ведущей для них деятельности общения.
Личностный смысл, который приобретает болезнь, выражается лишь в достаточно смутном стремлении скрыть свою болезнь от окружающих. Следствием этого является появление во внутренней картине болезни уровня собственно эмоциональной оценки (переживания) болезни, который становится центральным в содержании внутренней картины болезни.
Больные начинают ограничивать себя в общении. Рождается целая система «сокрытия» болезни (специальная одежда, избегание публичных выступлений, подруг и т. д.). Но еще нельзя говорить о настоящих психологических приемах преодоления, компенсации болезни.
Только в старшей возрастной группе исследованных больных личностный смысл болезни получает настоящее развитие, становится осознанным как необходимость преодоления болезни. При этом впервые сознательно больные начинают применять собственно психологические приемы компенсации, цель которых сводится к преодолению болезни и главным образом к преодолению ограничений деятельности общения. По своему содержанию эти приемы выражаются в выработке специальной системы целей («работать над собой», «сделать свою жизнь системой»), достижение которых как бы уводит больных от ситуации болезни, тем самым обеспечивая эмоциональное благополучие больных и предотвращая возможность аномального развития личности.
Результаты психологического исследования больных с заболеваниями кожи выявили различный характер отношения больных к своему заболеванию в разные возрастные периоды, что отражается в структуре внутренней картины болезни и тесно связано с особенностями ведущей деятельности больных, характерными для каждого возрастного периода.
Полученные результаты убеждают нас в необходимости дальнейшей работы в избранном направлении с целью поиска психологически обоснованных рекомендаций для профилактики и коррекции аномалий развития личности. Уже сейчас ясно, что центральным звеном в подобной коррекционной работе должно стать:
1) «снятие» острой отрицательной реакции на болезнь, развивающейся в пубертатном периоде и при обострениях болезни;
2) формирование адекватных, собственно психологических приемов преодоления болезни. Основное направление работы при этом может быть обозначено как создание оптимальных условий и операциональных средств для устранения трудностей общения, возникающих у больных с дефектами внешности.
В данной главе мы рассмотрели лишь два типа ситуаций, складывающихся в жизнедеятельности больных хроническими заболеваниями. Одна из них (больные ХПН) возникает в условиях длительного и сложного лечения болезни, сопровождающейся витальной угрозой, другая — при длительном течении заболевания, не создающего витальной угрозы и не требующего сложного лечения, но вызывающего у больного трудности в адаптации в ситуациях общения.
В обеих ситуациях наблюдается особая динамика формирования ВКБ. Она обусловлена изменением того объективного места, которое занимает больной в системе социальных связей, и характера ведущей деятельности больного. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в главе IV.
исследование самооценки – предыдущая страница|следующая страница – изменения личности