1. Понятие личности
Если исходить из этимологии, то английское выражение “Personality” французское “personnalite”, немецкое “Personlichkeit” отчетливо свидетельствует о латинском слове “persona”, которое происходит от этрусского “phersu”, что означало маску, характерную для бога потустороннего мира. Латинское “personare” означает «произносить», звучать через отверстие в маске, а маска была выражением определенного типа, была постоянной, выражала характер человека и одновременно предопределяла роль. Раб не был персоной, не был носителем никаких прав, не играл никакой роли, не имел никакого признаваемого обществом характера – он не имел общественной маски.
Интересно, что значение личности как типа, личности как индивидуального характера и личности как роли, все еще живо и в современной психологии, составляет основу наиболее известных теорий личности.
Один из основателей психологии личности Г. В. Олпорт в своей книге «Личность» привел около пятидесяти определений личности и разделил их по отдельным критериям на пять категорий. Он сам считает личность динамической организацией тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде (позднее он внес поправку: «в смысле характеристических способов поведения и переживания»).
Айзенк понимает личность как более или менее стабильную, прочную организацию характера, темпераментра, интеллекта и тела, которую определяют ее единственная индивидуальная адаптация к среде. Мейли под личностью понимает просто психологическое целое, которое характеризует определенного человека. Почти так же определяется личность как «индивидуальное единство человека: это единство его психических свойств и поступков основано на единстве тела и формируется и проявляется в его общественных связях. Коротко: личность – это человек как психологическое целое» («Психология личности», 1964).
Под личностью необходимо понимать также «ту общую организацию нашей психической жизни, которая вмещает в себя отдельные психические функции».
Рис. 30 Схема выражения лица (по Сапервилл).
Пьерон говорит о личности как об интегральном единстве человека, являющегося совокупностью его постоянных отличительных характеристик (интеллект, характер, темперамент, конституция) и характеризуется способами, свойственными его поведению.
В качестве примера лапидарного определения приведем дефиницию одного из представителей анализа Гилфорда: «Личность индивида – это специфическая констелляция черт».Тарди полагает, что определения личности не слишком разнятся друг от друга, но являются спорными следующие положения:
- следует ли относить к личности и физическую конституцию,
- нужно ли включать в определение признак приспособляемости и
- должно ли определение личности включать в себя и социальный характер своего положения.
Нам кажется целесообразным обратить внимание на то, что психологи при всем различии взглядов сходятся на том, что личность представляет собой единое целое, составляет единство как в смысле консистенции, интеграции психических и соматических процессов, так и в смысле консистенции времени (постоянно осознает сама себя), что она является динамической, переменчивой и постоянно изменяющей и, несмотря на это, опять тем же единством – unitas multiplex (многообразным единством) в том смысле, который вкладывает в это понятие Штерн. Мы добавили бы еще сюда важный признак индивидуальной самобытности – личность отличается от других личностей именно по индивидуальным свойствам.
Поэтому личностью мы считаем организованное и организующее целое (структуру) относительно постоянных свойств (черт), динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой.
Из нашей попытки определения вытекает, что оно содержит именно те характеристики, которые постоянно при изучении личности являются само собой разумеющимися: структуру и динамику или развитие. Далее мы понимаем личность динамически не только как организованное единство, но и организующее, мы не считаем, что ядро личности составляют качества совершенно постоянные, поэтому говорим об относительном постоянстве: мы подчеркиваем врожденную предрасположенность (наследственность), но в динамической взаимосвязи со средой. Среда определяется прилагательным «жизненная» для того, чтобы было подчеркнуто «постоянное взаимодействие со всевозможными актуальными раздражителями – не только общественными наконец, это определение намеренно не использует обычного понятия адаптации к среде, поскольку понятие адаптации не подчеркивает в достаточной мере именно активность взаимодействия.