Психолингвистические проблемы речевого мышления
1. Становление символической функции в онтогенезе
Среди собственно психолингвистических проблем речевого мышления в первую очередь следует назвать проблему гносеологического базиса становления языковой способности, проблему знаковых опосредователей мышления и проблему моделирования порождения речевого высказывания.
Решение этих проблем упирается в неразработанность отдельных положений онтогенеза мышления и языковой способности. В частности, принципиальное значение имеет ответ на вопрос о предпосылках развития интеллекта, мышления и речи у ребенка.
В современной психолингвистике исследование проблем речевого мышления ведется с опорой на концепцию Л. С. Выготского о внутренней речи и концепцию Ж. Пиаже о генезисе интеллекта. Поэтому рассмотрение отдельных проблем речевого мышления и связанных с ними проблем порождения речи требует анализа концепции Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, а также концепции А. Валлона [1].
Для Л. С. Выготского [1934] центральным в проблеме мышления и речи является вопрос об отношении мысли к слову. Слово является для него единством звука и значения и содержит в себе все основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Значение, по его мнению, можно одновременно рассматривать «как явление, речевое по своей природе, и как явление, относящееся к области мышления… Оно есть речь и мышление в одно и то же время, потому что оно есть единица речевого мышления» [Выготский 1934, 10]. Это утверждение справедливо для сформированных мышления и речи взрослого индивида, однако если рассматривать генетические их корни, т е. развитие этих способностей в онтогенезе, то, по мнению Л. С. Выготского, с неизбежностью приходишь к выводу, что «развитие речи и мышления совершается непараллельно и неравномерно» [Выготский 1934, 76], что «мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни» [Выготский 1934, 76].
Необходимо подчеркнуть, что Л. С. Выготский различает также и понятия мышления и интеллекта. По его мнению, в онтогенезе мышления и речи мы можем констатировать «доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи» [Выготский 1934, 87]. В онтогенезе мы можем проследить различные корни мышления и речи: это независимость зачатков интеллектуальных реакций от речи, с одной стороны, и доинтеллектуальные корни речи (крик, лепет), с другой. Таким образом, до известного момента речь и мышление развиваются по различным линиям, независимо друг от друга. Однако в возрасте около двух лет, как указывает Л. С. Выготский, «линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека… Ребенок как бы открывает символическую функцию речи» [Выготский 1934, 89]. Однако, как справедливо подчеркивает Л. С. Выготский, «для того чтобы „открыть” речь, надо мыслить» [1934, 90]. С момента этого открытия мышление становится речевым, а речь становится интеллектуальной. Но тем не менее речевое мышление взрослого, по мнению Выготского, «не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи» [1934, 95]. Существует значительная часть мышления, которая не имеет прямого отношения к речевому мышлению: сюда, вслед за Бюлером, Л. С. Выготский относит инструментальное и техническое мышление, т. е. практический интеллект. Аналогично, не все виды речевой активности человека признаются им относящимися к речевому мышлению. Это касается воспроизведения во внутренней речи каких-то заученных текстов или простого повторения какой-то заданной фразы, а также случаев эмоционально-экспрессивной или лирически окрашенной речи, которая, хотя и обладает всеми признаками речи, однако, по мнению Л. С. Выготского, «едва ли может быть отнесена к интеллектуальной деятельности в собственном смысле этого слова» [1934, 95]. Отсюда делается вывод, что «и у взрослого человека слияние мышления и речи есть частичное явление, имеющее силу и значение только в приложении к области речевого мышления, в то время как другие области неречевого мышления остаются только под отдаленным, не непосредственным влиянием этого слияния и прямо не стоят с ним ни в какой причинной связи» [Выготский 1934, 95].
Вместе с тем Л. С. Выготский подчеркивает, что несомненным является и факт зависимости «развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка» [Выготский 1934, 101]. При этом под социальными средствами мышления подразумевается речь. Следовательно, речевое мышление, по мнению Выготского, «представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно- историческую» [1934, 101].
Таким образом, заслуга Л. С. Выготского заключается в том, что он четко показал, что и в филогенетическом, и в онтогенетическом плане развитие речи (знака) и мышления идет до определенного момента независимо друг от друга, а развитие мышления в онтогенезе есть процесс овладения ребенком системой общественно-исторически выработанных знаний, зафиксированных в значениях слов. Процесс этот совершается лишь в ходе общения ребенка с окружающими его взрослыми. Мысль эта впоследствии была развита в трудах А. Валлона.
Значение работ Л. С. Выготского и его школы заключается для нас прежде всего в том, что развитие мышления им и его последователями «рассматривается не как идущее само собой под влиянием накопления знаний и их систематизации, а как процесс усвоения ребенком общественно-исторически выработанных умственных действий и операций» [Леонтьев А. Н. 1964, 515].
[1] В начале этого раздела авторы считают себя обязанными сделать замечание относительно способа изложения материала. Изложение ведется как анализ работ Выготского, Пиаже, Валлона, Соколянского, Мещерякова, одни из них (некоторые работы Пиаже) не существуют в русском переводе, другие (работы Соколянского и Мещерякова) сравнительно мало известны среди лингвистов, и этим объясняется обилие цитат в данном разделе.
Семиологическая грамматика – предыдущая | следующая – Концепция Ж. Пиаже