Предварительно можно сделать некоторые выводы, вытекающие из возможности использовать деятельностный объяснительный принцип для анализа мышления.
Во-первых, идея о том, что человеческое мышление развертывается как деятельность (и, следовательно, использование этого объяснительного принципа наиболее адекватно для мышления), переносит мышление в надприродную сферу, в мир человеческой деятельности.
Во-вторых, еще гегелевская парадигма категорий «цель — средства — результат» показала зависимость процессов познания от его наличных форм. В этой парадигме понятие «средства» описывает наиболее косный элемент деятельности, так как средства познания всегда генетически связаны с прежними актами познания и несут на себе отпечаток старого, косного. Аналогично этому человеческое мышление зависит от старых средств мышления, в случае с речевым мышлением оно зависит от языковых средств осуществления мышления и фиксации его продуктов.
На наш взгляд, именно здесь следует искать методологическое обоснование для исследования феноменов, описываемых гипотезой Сепира — Уорфа.
В-третьих. Из предыдущего тезиса о косности языковых средств мышления неизбежен вывод об историческом характере форм человеческого мышления, который в конечном итоге детерминирован исторически обусловленными формами предметной деятельности. Эта исторически обусловленная противоречивость человеческого мышления (как и познания в целом), вы- ражающаяся в противоречии между консервативными средствами получения и фиксации нового знания в процессе мышления и самим новым знанием, снимается в речевом мышлении за счет синтагматической организации речевого текста (фиксирующего результат мышления) или за счет аналогичной организации иных знаковых систем, функционирующих в качестве опосредователей мышления.
Несомненно, что одной из самых существенных предпосылок решения проблемы речевого мышления является концепция идеального, развитая на основе работ К. Маркса [Ильенков 1962]. Марксистское понимание идеального непосредственно связано с деятельностью, где идеальное возникает как ее необходимый элемент. Предпосылки возникновения идеального создаются производственной деятельностью в качестве процесса потребления и создания предметов, которые прежде, чем будут созданы или потреблены, должны появиться идеально в голове человека, которого как производителя и потребителя предмета порождает та же производственная деятельность. «В виде активной, деятельностной способности человека как агента общественного производства, предмет как продукт производства существует идеально, т. е. как внутренний образ, как потребность, как побуждение и цель человеческой деятельности. Идеальное есть поэтому не что иное, как форма вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке, в виде формы его активной деятельности. Это общественно-определенная форма активности человеческого существа. В природе самой по себе, в том числе в природе человека как биологического существа, идеального нет» [Ильенков 1962, 221].
Маркс определил идеальное как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Э. В. Ильенков интерпретирует это определение следующим образом. «Здесь имеются в виду общественно-развитая голова человека, все формы деятельности которой суть продукты и формы общественно-человеческого развития, непосредственно общественные и общезначимые формы, начиная с форм языка, его словарного запаса и синтаксического строя и кончая логическими категориями» [Ильенков 1962, 221].
Превращение материального в идеальное опирается не только на общезначимые средства в качестве своей внешней фиксации (на «тела» общественно закрепленных знаков), материальное превращается в идеальное для конкретной личности, «если оно преобразовано в активную форму деятельности человека с реальными предметами» [Ильенков 1962, 221].
Из этого следует, что мышление — это не употребление, к примеру, языковых знаков в случае речевого мышления, а деятельность с отсутствующим предметом, опосредованная и опирающаяся на языковые знаки. Поэтому речевое мышление — это прежде всего активная форма деятельности с отсутствующим предметом с опорой на языковые знаки, субстанция которых случайна и безразлична к мыслимому предмету. С этой точки зрения формирование речевого мышления — это формирование навыков совершения деятельностей с ненаблюдаемыми в момент мышления предметами с опорой на языковые знаки или иные их аналоги.
В таком понимании идеального прежде всего существенно то, что идеальное возникает как элемент предметной, производственной деятельности. Эта генетическая связь с человеческой деятельностью снимает с понятия идеального налет таинственности, мистицизма и лишний раз возвращает мышление в надприродную, социальную сферу.
С понятием идеального знака связано Марксово понятие превращенной формы, при помощи которой описываются отношения мыслимого предмета и знака, являющегося опорой в процессе мышления. Субстанция «тела» знака не имеет содержательной связи с обозначаемым предметом, последний отображен в «теле» знака непрямо, превращенно. Идея о снятости материальной субстанции знака восходит к Гегелю [Гегель 1977, 295] и позднее была развита Марксом в его тезисе о поглощении материального бытия знака его функциональным бытием [1].
Идея снятости, превращенности материальной субстанции знака имеет для анализа мышления чрезвычайную эвристическую ценность, так как здесь мы находим объяснение, почему предметная деятельность может мысленно осуществляться в знаковой форме и почему в качестве знаковых заместителей могут фигурировать не только социально выработанные знаки (типа языковых знаков), но и индивидуальные знаковые системы ad hoc (см. ниже).
Как показали экспериментальные работы Н. И. Жинкина и А. Н. Соколова (см. ниже), в качестве знаковых опосредовате-лей мыслительной деятельности могут быть использованы индивидуальные знаковые образования, при этом при обработке одного и того же содержания разные испытуемые используют различные индивидуальные знаковые опосредователи ad hoc.
Категориальное понятие превращенной формы, разработанное и введенное Марксом в «Капитале», применимо в качестве инструмента анализа строения и функционирования сложных систем, у которых отсутствует прямая, содержательная связь между их внутренним строением и внешней формой.
[1] Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 140.
Вклад философии – предыдущая | следующая – Мыслительная деятельность