Коррекционная работа с детьми с аутизмом
в психологическом центре Просвет.
Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом. Запись на консультацию
Как уже было показано, дети, страдающие ранним детским аутизмом, могут обладать разным уровнем развития интеллекта: от крайней степени умственной отсталости до уровня, значительно превышающего средний. У подавляющего большинства детей с ранним детским аутизмом наблюдается низкий уровень развития интеллекта, однако, как справедливо отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, нарушение интеллектуального развития у детей с РДА имеет качественно иной характер, чем у детей с умственной отсталостью. Наиболее типичным является недоразвитие практических навыков при достаточном или гипертрофированном развитии абстрактно-вербальных операций.
Пример
Вася, 8 лет. Отмечается полное отсутствие коммуникативной речи, недоразвитие праксических функций. Вместе с тем он успешно справился с решением задач при диагностическом обследовании с помощью методики Равена, правильно нашел лишние предметы в пробах на обобщение методом исключения и дал верные ответы в арифметических примерах с переходом через десяток. Однако, по заключению психолога, обследовавшего его ранее в рамках медико-психолого-педагогической комиссии, уровень интеллекта у ребенка находился в диапазоне глубокой умственной отсталости в степени выраженной имбицильности, в связи с чем ребенку было отказано в обучении в школе.
В некоторых случаях необходимо различать нарушение речи при раннем детском аутизме от системных речевых нарушений, таких как алалия, афазия и пр., нередко встречающихся в практике психолога и дефектолога. У детей с ранним детским аутизмом наблюдается недоразвитие коммуникативной стороны речи, однако речевые нарушения крайне вариабельны: возможен как полный мутизм, так и нормальное речевое развитие. Глубоко аутичный ребенок не сосредоточивается на обращенной к нему речи, речь не является регулятором его поведения. Трудности понимания речевой инструкции наблюдаются и у детей с сенсорной алалией. Однако для последних не характерно нарушение коммуникативной функции речи: несмотря на речевые трудности, дети с алалией пытаются выразить себя мимикой, жестами и другими невербальными способами общения.
В настоящее время исследователи продолжают работать над определением клинических характеристик раннего детского аутизма [Каган, 1981, с. 13].
Каннер выделял следующие радикалы раннего детского аутизма:
• неспособность устанавливать отношения с людьми с начала жизни;
• крайняя отгороженность от внешнего мира, что проявляется в игнорировании раздражителей до тех пор, пока они не стали болезненными;
• недостаточность принятия позы готовности при взятии на руки;
• недостаточность коммуникативной речи;
• блестящая механическая память;
• эхолалии;
• крайняя буквальность в использовании слов;
• извращенное использование личных местоимений;
• нарушение пищеварения на первом году жизни;
• резкий страх определенных громких звуков и движущихся объектов;
• монотонное повторение звуков и движений;
• страх изменений в обстановке;
• однообразие спонтанной активности;
• монотонные механические игры с неигровыми предметами;
• впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и умному выражению лица;
• серьезное выражение лица, напряженное в присутствии людей и удовлетворенное при их уходе;
• хорошее физическое развитие.
М. Руттер, один из самых известных исследователей аутизма, обобщая и анализируя клинический опыт, сформулировал следующие критерии выраженных форм РДА, которых сегодня придерживаются многие исследователи проблем аутизма [Rutler, 1972]:
• глубокие нарушения в социальном развитии;
• задержка и нарушения развития речи вне связи с интеллектуальным уровнем;
• стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипах;
• сверхпристрастие к объектам и сопротивление изменению окружающей среды;
• появление нарушений до 30 месяцев.
Здесь следует отметить, что в последнее время в последний пункт внесена поправка: период возникновения первых симптомов увеличен до 48 месяцев.
В. М. Башина выделяет несколько иные клинические радикалы аутистических синдромов у детей с РДА [Башина, 1974, 1999]:
• проявления отрешенности;
• неспособность к формированию общения;
• неспособность к осознанию посторонних персон и неодушевленных предметов (то есть явления так называемого протодиакризиса);
• отсутствие подражания;
• отсутствие реакций на комфорт и дискомфорт;
• монотонно-однообразный характер поведения, «симптомы тождества»;
• неравномерность созревания психической, речевой, моторной, эмоциональной и других сфер жизнедеятельности.
Все цитируемые нами исследователи свидетельствуют о том, что в поведении у детей-аутистов наблюдаются разнонаправленные аффекты, влечения, представления, отсутствует единство, внутренняя логика. У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до «аффективной блокады». Наблюдается недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.
Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный в пустоту или внутрь себя («взгляд мимо», «взгляд через собеседника, через предметы» и т. п.).
Моторика детей с РДА отличается угловатостью, движения неритмичные, с тенденциями к моторной стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню.
Дифференциальная диагностика РДА от шизофрении– предыдущая | следующая –Клинико-психроргические особенности детей с аутизмом